С 10 по 15 мая проходит официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай. О предварительных итогах и ожиданиях от визита мы беседуем с настоятелем прихода святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиереем Дионисием Поздняевым.
Первый в истории визит предстоятеля Русской Церкви в Китай — событие само по себе экстраординарное. В связи с тем, что сейчас положение Китайской Автономной Православной Церкви нуждается в нормализации, можно сказать о двух аспектах проходящего визита.
Во-первых, визит проходит по приглашению не Китайской Православной Церкви, а светского руководства страны, поэтому в нем присутствует заметный светский элемент. Святейший сам оговорил его с журналистами. Взаимоотношения Китая и России улучшаются, но без контактов в духовной сфере понимание между двумя странами вряд ли можно было бы назвать полным.
Значительная составляющая этого визита — демонстрация того, что в вопросе религиозных контактов Китай и Россия друг к другу открыты и готовы к диалогу.
Второе. Безусловно, очень важна духовная сторона — это службы в Пекине (на территории посольства), в Харбине и Шанхае, а также общение с православной паствой — как русской, так и китайской. Причем последнее я вижу самым главным итогом уже прошедших дней визита.
Позавчера после службы состоялась очень важная встреча Патриарха с китайскими христианами, о которой, к сожалению, не очень много пишут в СМИ. Китайская Церковь в силу исторических обстоятельств лишилась своих клириков — и епископов, и простых священников. Для китайских верующих патриарший визит дал уникальную возможность: во время встречи православные китайцы явно сказали о мечте своей жизни — существующей в полноте Китайской Православной Церкви со своим духовенством и своим богослужением.
Это была очень трогательная, душевная, человеческая встреча, и Святейший очень глубоко прочувствовал просьбу китайских верующих.
Вообще, он — один из немногих архиереев в Русской Церкви, который уже на протяжении многих лет чутко относится к этой проблеме. То, что он сейчас, уже став Патриархом, вновь и вновь к ней возвращается, вселяет надежду. Я очень надеюсь, что эта встреча привлечет внимание к проблеме.
Об итогах визита говорить пока рано, потому что он продолжается, но уже можно отметить: визит задал много тем. Другое дело, что над этими темами нужно работать.
— Чего, по Вашему мнению, ждет от этого визита китайское руководство?
— Нужно учитывать, что китайское государство — светское. Официальной идеологией его является коммунизм, хоть и в специфической форме. Общее отношение к религиозной жизни в Китае сейчас сводится к тому, что с точки зрения властей религия может играть положительную роль в жизни общества.
Думаю, что китайские власти смотрят на визит Патриарха в большей степени как на политический. То, что он состоялся — это существенный успех китайской дипломатии.
У китайских властей, разумеется, существуют политические цели — показать курс нового политического руководства страны на открытость, большую гибкость, чем раньше.
— Чего ждут китайские православные от властей в результате визита?
— По большому счету, я не вижу, чтобы китайские власти создавали православным какие-то проблемы. Проблемы есть во внутрицерковной жизни. В силу исторических обстоятельств Церковь была институционально разрушена, обескровлена, лишилась клира. Без помощи извне Китайская Церковь восстановиться не может.
Важно, чтобы китайские власти поняли, что Русская Православная Церковь может помочь в восстановлении и возрождении Китайской Православной Церкви. Но по большому счету, это задача ее самой.
Юридически взаимоотношения между Китайской и Русской Церковью и китайским государством таковы: в Китае законодательно запрещена миссионерская деятельность иностранными гражданами, но разрешен обмен между китайскими и иностранными религиозными организациями в чисто религиозной сфере.
— Что можно сделать для просвещения китайцев светом православной веры?
— Я думаю, нужно сфокусироваться на сфере образования. У православных китайцев нет доступа к элементарной литературе, нет преподавателей.
Формы просветительской деятельности могут быть разные. Можно организовывать более или менее длительные паломничества. Необходимо издавать книги. Возможно, стоит переводить какие-то фильмы.
Я думаю, это должно быть большой работой Русской Православной Церкви, спланированной многолетней миссией, не сводящейся к какой-то одной деятельности. Необходимо создавать среду, в которой люди могли бы знакомиться с Православной Церковью, понимать, что есть Православие, и делать самостоятельный осознанный выбор, нужно оно им или не нужно.
В широких кругах Китая о Православии знают немного и немногие — ученые, интеллектуалы и специалисты. А интерес существует большой, и он постоянно растет. На него нужно отвечать своевременно, точно и грамотно.
Рост интереса к Православию связан с тем, что Китай в целом становится более открытым. Кроме того, Китай и Россия — соседние, граничащие друг с другом страны с достаточно дружественными взаимоотношениями. Так получилось, что в целом интенсивность контактов в гуманитарной сфере между Россией и Китаем значительно отстает от интенсивности контактов в сфере экономической или сфере военного сотрудничества. Политика наших стран носит в основном экономически-прагматический характер, и в связи с этим был упущен комплекс немаловажных духовных вопросов.
Между тем, у китайцев существует запрос цивилизационного порядка. Их классическая традиционная система мировоззрения начала рушиться давно, с начала XX века. Потом ей на смену пришли марксизм и коммунизм, который сейчас, в принципе, уже отжил свое, трансформировавшись в особую достаточно эффективную систему управления страной. А духовные запросы в стране остаются неудовлетворенными.
В Китае существует мощное движение поиска смысла жизни — и в среде простого народа, и среди интеллектуалов, и в академических кругах. В этом смысле страна открыта абсолютно ко всем идеям извне. Православие и его взгляд на мир, причем не обязательно русского образца, а безотносительно к национальному фундаменту, представляет для китайцев нечто принципиально новое. Люди готовы слушать и слышать, изучать и, возможно, принимать христианскую веру.