– Что делает шрифт православным?
– Вообще, в профессиональной среде термином «правосланый шрифт» не оперируют, но в широком круге общения можно, пожалуй, и так сказать. Вот вы же так говорите.
Если говорить о кириллице – шрифты, основанные на византийских и старославянских исторических образцах IХ–XVI веков, условно можно назвать православными.
Но старославянский шрифт – не всегда необходимое и тем более достаточное условие. Например, шрифт надписи «Витязь» на трусах боксёра не добавляет духовности и православности. Скорее, «лапотности-хохломы».
Влияет и текст, и контекст. Выходит, «православным» делают шрифт традиции применения, материал и сфера использования.
– Какие шрифты вы могли бы назвать православными? Или – ассоциирующимися с православием?
– Устав, полуустав, вязь, отчасти скоропись. Из современных компьютерных самый распространённый – «Ижица», думаю. Но он до того часто встречаемый, что использовать его уже, мне кажется, знак пошлости и моветона. Я рассуждаю сейчас с дизайнерской точки зрения.
Ничто не мешает моим коллегам использовать любой другой старославянский шрифт. Вот бесплатная библиотека Ирмологиона. Можно погуглить по тегам slavic, orthodox, slavonic, russian, vyaz.
– Что для вас «православные» шрифты – нечто, к чему вы относитесь с трепетом, или анахронизм? Классический пример качественного брендинга или возможность для свежего, наглого дизайнерского решения?
– Старые шрифты – источник вдохновения. Чего-то там добавить, переосмыслить, поставить на новые рельсы – может получиться крутая штука.
Вот, например, современный шрифт «Балкан» Николы Джурека. Вроде бы ничего особенного (вспоминаем НЕ курить/сорить), но раньше такого компьютерного шрифта не было, а теперь есть, и он удостоен множества наград и похвал.
Принцип же «многоэтажности» уходит корнями в глубь веков, используется в вязи.
Журнал «Направо», №1, 2014