Разговор со священником Александром Лебедевым, настоятелем вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу) о Великом посте.
Идет Великий Пост. Время торжественное – печальное и радостное одновременно.
— Отец Александр, чем же вызваны эти смешанные чувства?
— Печаль появляется от искреннего всматривания человеком в состояние собственной души. Если мы смотрим на себя не через столь любимые нами розовые очки самолюбия и самооправдания, то мы вынуждены просто признать: состояние нашей души оставляет желать много и много лучшего.
— Так, а радость откуда в таком случае возьмется? Что-то мне грустно от одной попытки быть честным с собственной душой.
— Радость же христианина, пусть и грешного человека, вызвана тем, что Бог все время, постоянно стремится помочь ему очистить свою душу от грехов. Наши отношения с Богом можно сравнить с отношениями в семье. Отец любит своих детей, всегда стремится им помочь, несмотря на всевозможные проказы и слабости. Как мы радуемся, когда ребенок, пусть неумело, но пытается сделать что-то доброе, полезное!
Вот, сидит наш ребенок за столом, рисует красками в альбоме какую-нибудь «каляку-маляку». Потом подходит к нам и говорит: «Мама, папа, это я для вас сделал». Будем ли мы ворчать, что художественные способности нашего ребенка, мягко говоря, отличаются от способностей Айвазовского или Левитана? Нет, конечно: мы оценим, прежде всего, ту любовь и искренность, с которой ребенок сделал свой «шедевр».
То же и с Великим Постом: не святые мы, далековато нам до Нила Сорского или Кирилла Белозерского. Но, если мы хотим порадовать Христа, мы должны работать над своим сердцем как можем. Пусть по сравнению со святыми наши великопостные труды являются действительно «калякой-малякой», но уж давайте трудиться в меру своих сил – я уверен, что Господь оценит эту нашу лепту.
— А как поститься, какими должны быть наши труды – не только, впрочем, во время Великого Поста, но и в течение всей жизни?
– Об этом красноречиво говорит песнопение, которое звучит в церкви в эти дни. Вот его текст: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Славянский язык, если внимательно вчитаться или вслушаться, не требует пословного перевода. Разве что «оглаголание»: на современном русском это значит «обвинение». То есть, настоящий, истинный пост – это, как видим, есть отказ от злых дел, воздержание языка, отвержение человеком гнева и похотей, обвинений, лжи и клятвопреступлений. Трудная работа, не так ли? Но начинать надо. Если мы, конечно, хотим жить с Богом. Который нас любит по-отцовски.