10 июля Церковь чтит память праведной Иоанны-мироносицы.
«Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:8-11).
Неужели Он даёт им камень вместо хлеба – Тот, ко гробу Которого теперь привален камень?
И спорят жены-мироносицы между собою – как непохож их скорбный спор на ещё недавний спор апостолов о том, кому сесть справа и слева от Царя Христа. Этот спор мироносиц заведён, как кажется, для того, чтобы только не оставаться в страшной тишине в это страшное для них утро, после вечера пятницы и дня субботы. Не делят они, кто возьмет миро, чтобы возлить Умершему на главу, а кто помажет ноги, пронзенные гвоздями. У них всё общее, им нечего делить, кроме смерти Христа. А те, кто в смерть Его погрузились, уже не ищут первенства между собой.
Кто отвалит камень? Здесь нужна мужская сила – но мужчины из трусости предали своего Учителя и не пошли с мироносицами. Они, апостолы, вздыхали и плакали – «а мы-то, мы-то надеялись, что Он… а Он был не Тот…» И они не пошли ко гробу рано утром.
В душе апостолов были страх – неужели Тот, в Котором они видели Мессию, оказался проклятым от Бога Израиля? Неужели Тот, о Ком Иисус говорил как об Отце, дающем просящим и отверзающем стучащим, дал Сыну Своему и тем, кто пошли за Ним, камень вместо хлеба? Неужели путь Иисуса был путём беззакония – ведь «проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21,23; Гал.3:13).
И апостолы оставили женщин вместе с их глупыми и неуместными заботами – и предались скорби и богословским рассуждениям. Зачем идти на гроб, зачем терзать сердце? Это жены – по природе плакальщицы, это им – плакать и мешать слёзы с драгоценным миром… Они снова стали печально спорить, как Бог подал им камень гробный вместо хлеба живого, сшедшего с небес…
«Кто отвалит нам камень от двери гроба?» – говорили меж собою отчаявшиеся мироносицы, идущие к Мертвецу, которого они так любили.
Камень у двери гроба, камень, который Бог дал ученикам Иисуса вместо хлеба. Значит, ошибался Иисус? Отец Небесный даёт им камень – огромный валун, который нельзя сдвинуть, за которым нельзя увидеть входа в пещеру, ту пещеру-гробницу, где лежит их поруганная надежда.
Камень навсегда скрыл Бога, проповеданного Иисусом, Отца Небесного, который слушает своих детей и дает им теплые хлебные лепешки с избытком. Остаётся стоять и смотреть на этот камень, убеждая себя, что Бог премудр, что это Он так премудро, для воспитания-смирения-и-других-таинственных-целей-которые-не-нам-грешным-знать учит нас… по-отечески? Нет, не лги на Бога, человек! Бог воскрешает Сына Своего из мертвых.
Камень стал изголовьем Иакова, местом Богоявления – и Ангел воссел на него, и благовествовал женам. Иаков-праотец всего лишь видел сон – а здесь въяве Ангел говорит с женами. Говорит о том, что Сына Божия здесь нет, что гроб пуст, что Сын Человеческий восстал.
Смерть Сына Божия живоносна, и Сам Он – Хлеб, сошедший с небес, питающий Церковь, собирающуюся вокруг Хлеба. И камень, на котором восседает благовествующий Ангел, на иконе подобен хлебу.
Вкусите и видите, что благ Господь, что жив Он, и мы живы будем.
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф.7:8).