На греческом ресурсе romfea.gr появилась новость о том, что молодой священник отказался крестить ребенка, мотивировав свой поступок несогласием трехлетней девочки. Этот инцидент вызвал жаркие дискуссии в православной блогосфере. Лично мне стал интересен именно мотив священника.
Принципиальность в сане
Благо, что у нас есть любительское видео, залитое на YouTube, которое, по всей видимости, сделали родственники крещаемой. Что лично я увидел там? Батюшка, хоть и читает на греческом, но мне, как священнику, понятно, что он уже начал читать последование чина «во еже сотворити оглашенного», которое предваряет таинство крещения. Другими словами, молодой принципиальный священник уже начал молитвы, и только после того, как столкнулся с капризами ребенка – решил спросить его согласие, почему-то не сделав этого заранее.
Причем, заметьте, дело происходило в Греции, где православное христианство – официальная государственная религия со всеми вытекающими. То есть греки с детского сада проходят обязательную катехизацию. И из рассказов очевидцев, побывавших в этой стране, известно, что там священнику пройти не дадут, пока не возьмут благословение. Поэтому там священников дети по определению не могут пугаться, а вполне даже к ним привыкшие.
Маленькое божество
Просто мне как практикующему священнику часто приходится сталкиваться с детскими капризами в храме, в том числе, и во время совершения таинства крещения. Причем капризничают даже дети воцерковленных родителей. Ну, во-первых, ребенок есть ребенок – в 3-летнем возрасте ему свойственно ерзать, дурачиться и играть в «нехочуху». Малышу трудно длительное время находиться неподвижно на одном месте. Во-вторых, есть еще одна проблема воспитательного характера. Это когда родители из ребенка делают маленькое божество, потакая ему во всем. И когда это обожествленное существо попадает в церковь – оно просто не может не проявить свой свободолюбивый нрав.
На мой субъективный взгляд, греческий случай – яркий пример либерализации церковного общества. Может, кому-то это покажется грубой параллелью, но на мой субъективизм, подобное из той же обоймы, что и европейские либеральные игры, когда детям самим предлагают выбирать пол. Такое уже во всю практикуется в просвещенной Европе (Швеция, Латвия).
Спокойствие парикмахера
Греческий батюшка спрашивает у девочки, которая и говорить-то недавно научилась, хочет ли она креститься. Ну, по этой же логике нужно было спросить у трехлетки: хочет ли она замуж и рожать детей? Поэтому из-за сложности явлений жизни в этом возрасте именно родители определяют: на каком языке будет говорить ребенок, что будет кушать и во что одеваться, и в каких традициях воспитываться. И не ребенок выбирает, в какой семье ему родиться, в том числе, если это семья православная.
Мы же не полагаемся на мнение маленького ребенка при выборе, например, одежды для него? Мы руководствуемся своим опытом и вкусом. В дальнейшем, когда дочь подрастет – она сама будет одеваться, а пока доверяется родителям. Так почему важное таинство мы должны отдавать на откуп несмышленышу? Ну, неужели врач или парикмахер откажется делать ребенку уколы или стричь только потому, что тот капризничает? Наверняка, профессионал попытается успокоить.
День самоуправления
И потом, если устроить такой день самоуправления и отдать на откуп ребенку все жизненно важные вопросы, то он будет есть только сладкое, отказавшись от всего, по его мнению, невкусного – в том числе, и от нужных горьких лекарств. Также откажется учиться и будет все дни напролет смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. Только лишь по этой причине до определенного возраста за ребенка делают выбор родители. Да, они могут ошибиться, но согласитесь, в любом случае — взрослые люди гораздо мудрее детей.
А что касается православного христианства, то мы, верующие, зная его спасительность – понимаем, что в мире, по сути, есть только один выбор: между добром и злом. В противном случае, идя по такому пути либерализации, мы скоро одобрим извращения вроде форсайт-проекта «Детство–2030», где ребенка кормят «свободой» вплоть до отторжения родителей.
Дом престарелых
Конечно, родители и крестные должны сами понимать, что происходит во время крещения. И мне думается, что в православной Греции они лучше осведомлены об этом, чем их российские братья и сестры. В связи с этим, крайне не согласен с тем, чтобы 3-летняя девочка принимала решение за папу и маму в столь важных вопросах. Этим православная традиция крещения детей отличается от протестантской. Поскольку по вере родителей и крестных – совершается это таинство. Родители обещаются Богу за ребенка, что воспитают его в вере.
И когда дети подрастут, то они смогут сами выбирать: одежду, еду, Родину, пол, веру и даже родителей… Например, сдав старых – в дом престарелых. Потому-то мы, как отцы и матери, и призваны повлиять на выбор своих детей, чтобы они впоследствии сделали его в нужную сторону. И, откровенно говоря, демократия – это утопия, тем более, в Церкви. Поскольку каждый родитель хочет, чтобы ребенок был похож на него хорошими чертами, и не походил грехами.
А что касается юного греческого священника, то, мне кажется, что у него просто с непривычки нервы сдали при виде маленькой живой «юлы», которую предстояло крестить.