Портал «Правмир» продолжает опрос духовенства о том, как должна проходить катехизации. Сегодня на наши вопросы отвечает настоятель московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах игумен Петр (Васильев):
— Отец Петр, в последнее время в церковной среде достаточно активно обсуждается тема необходимости обязательной катехизации перед Таинством Крещения. Насколько подобная практика применима в старообрядческих (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви, и каково Ваше личное к ней отношение?
— То, что эта тема наконец стала обсуждаться на общецерковном уровне, — несомненное благо! И в дораскольной практике Русской Церкви, и в современной практике старообрядческих приходов любой взрослый человек, готовящийся ко Крещению, должен проходить особый катехизический период, именуемый «оглашением».
Многим известно, что самому Таинству Крещения всегда предшествует особый чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. Но многие ошибочно считают, что этот чин неразрывно связан с Крещением и может совершаться только вместе с последним. В старообрядческой практике это далеко не всегда так. У нас очень часто над взрослыми, желающими принять Святое Крещение, сначала совершается чин оглашения, после чего они могут участвовать в богослужениях, не участвуя в Таинствах. По сути, именно в это время «оглашенные» проходят катехизацию. И уже по ее прошествии приступают ко Крещению подготовленными: как минимум, все знают и, что принципиально, понимают «Малый начал» (краткое молитвенное правило, которое полагают перед и после богослужения), «Молитву Господню» («Отче наш») , «Символ веры» и ряд других молитв, а также — все двунадесятые праздники и основные евангельские сюжеты.
Ну и, разумеется, самое важное это то, чтобы понимая тот же «Символ веры», необходимо верить во все, в нем сказанное. Ведь немыслимо крещение человека, который верует, допустим, во все, кроме воскресения мертвых!
И, кстати, у нас, православных старообрядцев (единоверцев), невозможно крещение тех, чей образ жизни кардинально противоречит христианской жизни. Положим, если ко мне придет человек, практически наизусть знающий Евангелие, ежедневно совершающий молитвенное правило, но при этом «работающий», допустим, «киллером», то, конечно же, крестить я его не буду. Но, благо, за 16 лет моей священнической практики таких случаев, слава Богу, не было.
— А если катехизация невозможна в принципе? Например, в случае серьезной болезни или же на смертном одре?
— Здесь мы имеем дело с исключениями, которые, однако, ни в коем случае не должны быть оправданием к нарушению установленных апостолами и святыми отцами нашей Церкви правил. Известно, что «страха ради смертного» возможно даже нарушение неизменной для нас, старообрядцев, трехпогружательной формы Таинства Крещения (руководствуясь примерами Благоразумного разбойника и многих мучеников прошлого, крестившихся исповеднической кровью). Поэтому в подобных случаях, разумеется, возможно крещение без оглашения (катехизации), но в случае благополучного исхода болезни необходимо полноценное оглашение выздоровевшего христианина.
— А как быть с крещением младенцев? Необходима ли катехизация их родителей?
— У нас, единоверцев, в принципе невозможно крещение младенца, у которого хотя бы один из родителей не является постоянным прихожанином, человеком, полноценно участвующим в церковной жизни. В редких исключениях возможно крещение ребенка из нецерковной семьи, за воспитание которого полностью ручается восприемник, в чьей способности воспитать крестника в лоне Церкви не остается сомнений.
— И все же, что, по-вашему, главное в катехизации? Усвоение элементарных догматических понятий? Знание молитв? Или, быть может, чтение Евангелия?
— На мой взгляд, самое главное в подготовлении к Таинству Крещения — это твердое и неукоснительное понимание того, что Святое Крещение — не какой-то магический обряд и даже не просто вступление в лоно Церкви, но истинное рождение в Жизнь Вечную. Напомню, что во многих древних церковных текстах, начиная с Послания святого апостола Павла к Титу, Крещение именуется замечательной метафорой: «баня пакибытия» (Тит. 3, 5).
— Спаси Христос!