Всем известна история чудесного обретения Казанской иконы Богоматери девочкой Матроной на пепелище. Мы не будем ее здесь пересказывать. Вглядимся в черты Богоматери и Христа Младенца – и в глубину скорбных и чистых ликов, и в контуры фигур.
Язык византийской иконы сложен. Он многогранный, многослойный, многоплановый – подобно святоотеческому толкованию Священного Писания, в котором один образ влечет за собой другие, выстраивая ряды образов, по словам Владимира Лосского. Словно переговариваются между собой через века и книги пророки и апостолы, перекликаются Тора и Евангелия. Такой путь толкования Писания называется типологическим.
Богомладенец, словно юный побег от корня Иессева – «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи пришел еси, воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи» (4-й ирмос первого канона на Рождество Христово)
Он – Росток из сухой земли, «в земле жаждущей» (Ис.53:2) – жаждущей Его правды и милости.
На рубеже Заветов учителя Закона спорили над вопросом – почему Бог не являет Свою правду и не посылает Израилю Мессию? Неужели грехи человеческие, грехи народа Божия не позволяют явиться правде Божией? Если это так, то значит, есть что-то сильнее Бога? Но такое невозможно! Как же явиться правде Божией среди человеческих грехов?
Выхода мудрость человеческая здесь не может найти. Благодать и правда Божия, «спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11) явилась во Христе, Отроке господнем, Муже скорбей, Страждущем Праведнике – и Мессии.
Удивительно, но строкам о Рабе Господнем (или Отроке Господнем) в книге пророка Исайи во времена Христа уделялось очень мало внимания. Это место почти не истолковывалось. Не случайно евнух (вельможа) царицы эфиопской, очень образованный, грамотный человек, читающий книгу пророка Исайи, спрашивает Филиппа – «прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» (Деян. 8:34)
…Он взошел как росток в земле, жаждущей явления Бога, жаждущей правды Божией, как ждет пустыня «дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). «Ты обратишься, оживишь нас на третий день!»
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос.6:1-3).
Жаждет Его правды земля – Церковь Его, и из Ветхозаветной Церкви прозяб Он, от Девы Матери, Он, Бог, явивший Завет Свой воистину Новый.
Се, закон странный, воистину новый…
И блаженна поэтому земля эта, благословенна между женами Матерь Его.
… На различных изводах Казанской иконы тема Христа-Младенца как побега подчеркивается особенно.
Левая рука Его, скрытая гиматием, похожа на нераспустившийся еще лист молодой веточки. Небывалый золотой цвет, который, благодаря искусному ассисту, приобретают ризы Младенца, подчеркивают тему необычности, парадоксальности (ибо слово «парадокс» происходит от греческого слова «преславный»)
«Таинство странное вижу и преславное – Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву…» (Канон на Рождество Христово)
«Странное и преславное» — это «ксенон» и «парадоксон». Христос – Странник (вспомним имя Ксении, бездомной странницы града Петрова, ушедшей вслед Христу!), Он Иной – и Он же – Преславный Бог.
Слава Божия – это явление Бога в творении. Нигде так не сияла никогда слава Отчая, как в Сыне Мариине. Сын – совечен Отцу, Он рожден «прежде всех веков». И эта тема безначальности (со-безначальности) подчеркивается скрытием длани в ризах – ибо «начало человеку – рука его» (3 Ездр.6 :10).
Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим (Тропарь воскресный, гл.5).
Удивительный Росток из земли сухой, подающий надежду сверх надежды, вопреки всякой безнадежности. Вспомним, что девочка Матрона нашла икону на пепелище…
Исаия в своем пророчестве о грядущих на Израиль бедах говорит: «Святое семя будет корнем его» (Ис.6:13)
И вот, посмотрите – ныне, вопреки всякой безысходности, рядом с истинной Дщерью Израилевой, Дщерью Давидовой, Дщерью Авраамовой, от плоти и крови Ее всходит Росток живота вечного, жизни воистину новой, подобно которой еще никогда не было под солнцем.
Пусть каждый жаждущий и приходящий берет воду жизни даром (Откр.22:17), ибо Он, Росток в земле жаждущей теперь стал источником воды живой, и Древом Жизни во исцеление народов (Откр.22:2).
Он, Превечный Сын Божий, Сын Человеческий, Сын Мариин благословляет десницею Своею пространство перед Собою.
И не случайно очертания фигуры Богоматери напоминают апсиду храма.
Ибо те, кто стоят пред иконой – вошли под своды апсиды храма, угадывающегося в очертаниях главы и плеч Богоматери.
Они, вошедшие и пришедшие к Трапезе Его – они с Ним, и Он для них – Древо Жизни, Господь наш и Бог наш (Ин.20:28)
Радуйся, Марие, Богородице, Древо посреде имеяй жизни – Господа!(Из канона Богоматери)
Здесь Тот, кто более рая, утраченного Адамом. Он Светильник Его. И ночи здесь не будет.
Есть место, где странника ждут, на земле:
В незапертой горнице – хлеб на столе.
Усталый, он сможет за трапезу сесть.
Так было и будет. Так стало и есть.
Здесь рушатся сотни и сотни разлук.
Здесь Чаши касаются тысячи рук.
Здесь Авель, вкусивший надежды своей.
Здесь землю благую обрел Моисей.
Здесь снова поет Иеффаева дочь.
Здесь страхи и тени отъемлются прочь.
Здесь каплей воды оросится песок.
Здесь грозда в точиле живительный сок
вкушает и Павел, и Ной, и Адам.
Здесь каждый – на Сына похож Мариам.
Здесь – нищих отрада,
Здесь – кротких земля,
Здесь, в горнице, собрана Церковь Твоя.
Читайте также: