Казанская икона Божией Матери. Остался ли хоть какой-то шанс ее найти?
Фото: tatmitropolia.ru
Фото: tatmitropolia.ru
Как икона Божией Матери Казанской появилась в Казани? В начале XX века ее украли — есть ли шанс ее найти? Об этом мы говорим с Наталией Николаевной Чугреевой, старшим научным сотрудником Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, специалистом по Казанской иконе Божией Матери. 

Иногда пишут люди: нашлась!

— Наталия Николаевна, как та самая обретенная икона, о которой во сне сообщила девочке Матроне Сама Богородица и которая была найдена на пепелище дома, попала в Казань?

— Точно мы этого не знаем. По свидетельству Пискаревского летописца, составлявшегося в первой трети XVII столетия на основании различных источников и устных преданий, икона «Пречистая Казанская» была привезена в Казань из Великого Новгорода. Когда царь Иван Грозный пленил Новгород в 1570 году, среди его войска был татарский мурза, который взял с собой некую девицу и привез ее в Казань. А та взяла с собой свою почитаемую икону. Поскольку в 1570-х годах в Казани обстановка была непростой, девица, почувствовав, что умирает, решила спрятать образ в земле, чтобы его не осквернили. Кто знает, может быть, все так и было.

Казанский Богородицкий монастырь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери.  Фото: Wikimedia Commons

8 июля 1579 года образ Богородицы после пожара в Казани обрела в земле девица Матрона. На месте явления чудотворного образа по повелению царя Иоанна Грозного был основан Девичий монастырь. Это достоверные свидетельства, о них нам известно из Повести, написанной «самовидцем» обретения образа, первым митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии патриархом-мучеником.

— Москву в 1612 году освобождали с обретенной в Казани иконой или со списком? 

— Находившаяся в полках второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Димитрия Михайловича Пожарского икона Богородицы Казанской, прославившаяся с 1611 года чудотворениями, была списком с Явленного образа. Летом 1611 года по благословению Патриарха Ермогена она была принесена с казанским ополчением из Казани в Москву.

А весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского двинулись с этим образом из Ярославля, где находился тогда этот чудотворный список, на освобождение столицы.

С 1636 года московская святыня обрела свое постоянное место в каменном соборе во имя иконы Богородицы Казанской на «Пожаре» — площади, позднее получившей название Красной.

Об этом я писала еще в статье 1999 года, меня интересовали именно чудотворные списки, их судьба. Потому что со многими списками в литературе была путаница. В старых изданиях XIX века прикладывались иллюстрации, которые не соответствовали написанному. Поэтому никто и не мог понять, что это за Казанская икона, с которой была освобождена Москва. 

Было известно, что Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше Явленной и потом дважды поновлялась — в 1687-88 году и в 1754-м. В архиве Петербурга хранится фотография этой иконы. И на ней видны надписи о двух поновлениях иконы, которые располагались на нижнем поле. Так что все сошлось. Очень радостно было найти зримое доказательство, что это та самая икона. Явленная же икона все время находилась в Казани до ее кражи в 1904 году и никогда не реставрировалась.

— Остался хоть какой-то шанс ее найти? 

— История ее поисков достаточно хорошо известна. Ее очень хотели найти к 300-летию Дома Романовых, к 1913 году. Этим много лет занимались чиновники особых поручений министерства внутренних дел, департамента полиции, но безуспешно. Даже по публикациям 1904–1905 годов судебного процесса в Казани трудно понять, уничтожена святыня или нет. Глава шайки грабителей Варфоломей Стоян (под чужим именем — Чайкин, в старое время был такой разбойник в Казанском крае) во время процесса сознавался лишь в покупке краденых драгоценностей оклада от иконы. А когда Стоян уже сидел в тюрьме, то он давал противоречивые показания: то говорил, что икону сжег, то заявлял обратное. 

«Обретение иконы Богородицы во граде Казани»

Если бы икона сохранилась и мы могли ее видеть, то можно было бы понять, к какому времени она относится, и подтвердить это с помощью современных исследований. Но, к сожалению, ее нет, и мы о ней можем судить только по ранним сохранившимся спискам, которые относятся к последней четверти XVI века. Сам образ известен нам только по архивной фотографии конца XIX века — икона в окладе, с темным ликом (с почерневшим верхним слоем олифы), который нельзя рассмотреть. 

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время. 

— Для верующих так ли важно — та самая икона или не та?

— Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль.

Сохранили в России, потеряли в Китае

— Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки? 

— Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее). 

Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор.

С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года.

Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции».

Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

— Вы первая из историков искусства, кто сказал, что икона Божией Матери Казанская, которую в нулевых Ватикан только собирался передать России, — не «та самая» Явленная, как тогда утверждали очень многие. Но вы ведь тогда не видели саму икону?

— Да, я видела только фотографии и еще у меня были данные о ее размере и реставрационных исследованиях — о том, что ее красочный слой не имеет позднейших записей. И это позволило сделать вывод, что она не Явленная.

Копия Казанского образа, оставшаяся в русской церкви в Фатиме. Фото: Wikimedia Commons

Икона была вывезена из России после революции, странствовала. Потом владельцы предлагали выкупить ее известному православному иерарху, архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому Иоанну (Шаховскому). Он считал, что это та самая, Явленная, обретенная в 1579 году в Казани, икона, и хотел построить для нее храм, но для этого не удалось собрать денег, хотя был создан специальный комитет по сбору средств для постройки православного храма.

В итоге ее выкупила католическая религиозная организация мирян «Блю Арми» (Голубая Армия Девы Марии, явившейся в Фатиме) и временно поместила икону в Фатиме, в Португалии, до тех пор, пока не наступит время для передачи ее Русской Православной Церкви, духовным достоянием которой она является. В Фатиме, особом для западного мира месте, где, как верят католики, было явление Самой Богородицы, множество паломников поклонялись почитаемому Казанскому образу. В 1993 году организация «Блю Арми» передала икону Папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение.

Времена в России изменились, Православная Церковь перестала быть гонима, но передача иконы затягивалась.

В Ватикан поехала комиссия из России, подтвердила заключение о том, что это список первой половины XVIII века, и после этого икону передали в Россию, но уже без визита Папы Римского, как планировалось. Так что научные исследования могут влиять на важные политические события.

Стоит посмотреть на «ватиканский» образ, как становится понятно (зная, что на иконе нет записей), что это икона первой половины — середины XVIII века. Кроме того, ее размер больше Явленного образа.

Фото: tatmitropolia.ru

После передачи иконы из Ватикана в Москву, по благословению Патриарха Алексия II, она была привезена в Казань. Это способствовало восстановлению Казанского монастыря. Сейчас она находится в Казанском Богородицком монастыре, в новом Казанском соборе, освященном 8/21 июля 2021 года.

Ложные слухи, покушение на императора и иноверцы

— Какие из известных старинных чудотворных списков иконы существуют и сегодня? 

— Например, икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля (разрушен в 1929 году). Она сейчас выставлена в Оружейной палате Кремля. В ее в окладе — частицы Ризы и волос Богородицы. Оклад 1717 года был сделан по заказу схимонахини Вознесенского монастыря Иоанны Барятинской. Сначала икона находилась у нее в келье, затем Иоанна Барятинская испросила разрешение и выстроила для иконы небольшой Казанский храм в самом монастыре. По молитвам перед иконой совершалось множество исцелений.

Но недоброжелатели обвинили схимонахиню Иоанну в распространении ложных слухов о чудесах.

По Синодальному указу от 23 июля 1721 года было велено разобрать Казанскую церковь. Однако через восемь лет монахиня Иоанна опять подала прошение в Синод, чтобы ей разрешили вновь построить храм на собственные средства, разрешение было получено и храм вновь выстроен. А когда после войны 1812 года он обветшал, чудотворную икону поставили в Казанском приделе вновь выстроенной Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Ныне эта икона – одна из наших святынь.

Петербургский список Казанской иконы первой четверти XVIII века — одна из главных святынь Санкт-Петербурга. Эта икона была привезена из Москвы царицей Прасковьей Феодоровной, вдовой старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. В 1811 году образ был поставлен в новом освященном Казанском соборе на Невском проспекте. Перед ним молился, отправляясь в действующую армию в 1812 году, генерал-фельдмаршал князь Михаил Голенищев-Кутузов. Ныне к Петербургской Казанской иконе притекает множество людей со всех концов России.

Список из Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фото: Wikimedia Commons

— Бывает, что неожиданно находятся утраченные списки?

— Да. Например, в запасниках Иркутского художественного музея обнаружилась икона, которая почиталась в тех местах — Иркутская Казанская. Ее сразу нельзя было узнать, потому что она позднее была записана. Бывает наоборот, когда считалось, что образ древний, а он более поздний. Эта история связана с Казанским образом из церкви святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище в Казани — единственной действующей церкви в Казани в конце 1930-х годов и в военные годы. Эта Казанская икона происходит, по всей видимости, из Казанского девичьего монастыря. Считалось, что это один из ранних списков с Явленного образа.

Поскольку икону закрывает оклад, а лики под слюдой, нельзя было понять, к какому времени она относится.

В 2002 году удалось ее увидеть без оклада. Икона оказалась середины XVIII века. Ныне она, как и прежде, остается одной из самых почитаемых в Казани. 

— Расскажите еще об образах иконы Казанской Божией Матери, связанных с царской династией Романовых. 

— Одна из самых известных сохранившихся Казанских икон написана знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым в 1676 году для царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери царя Петра I. В 1694 году этот образ был помещен в киот и вложен в Иосифо-Волоцкий монастырь (сейчас икона в киоте находится в Государственном Эрмитаже). Поскольку дата киота совпадает с годом кончины царицы, то, по всей видимости, икона была вложена в монастырь на помин ее души.

После первого покушения на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года, в память об его избавлении, был написан образ святых, празднование которых совершалось 4 апреля — преподобных Иосифа Песнописца и Георгия Малеина, обращенных к иконе Богоматери Казанской (икона сейчас хранится в Третьяковской галерее). День преподобного Иосифа Песнописца, кроме того — день именин подмастерья Иосифа (Осипа) Комиссарова (из крестьян Костромской губернии), не давшего совершиться выстрелу террориста в шедшего из Летнего сада к карете императора Александра II. 

— Почему икона Казанской Божьей Матери известна буквально по всей стране, ее знают и почитают даже люди, далекие от православия?

— История Казанской иконы Богородицы — фактически история России: она связана со многими важными событиями русской истории, важными военными победами. С ней была освобождена Москва от поляков в 1612 году, в 1709 году во время Полтавской баталии царь Петр I просил принести на поле чудотворную Каплуновскую Казанскую икону Богородицы. Не случайно возводились значимые соборы — Казанский собор на Красной площади в Москве, огромный Казанский собор в Петербурге. 

С иконой связаны события войны 1812 года, Крымской войны, Первой мировой, Второй мировой… Казанский образ — воинский.

Эта икона особо почиталась династией Романовых, которая и появилась под знаком Казанской иконы. Когда строились новые русские города, особенно пограничные, туда часто отправлялись списки именно этой иконы. Так, царь Алексей Михайлович послал к основанию Пензы, входившей в оборонительную Симбирскую линию, Казанскую икону из своих царских чертогов (она сохранилась). В 1721 году именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября царь Петр I был провозглашен Императором, так что русская империя родилась в день Казанского образа. И в этом году (2021-м. — Ред.), 4 ноября (22 октября по старому стилю), мы празднуем 300-летие этого важнейшего исторического события. 

Казанская икона Божией Матери настолько прославилась чудотворениями, что к ней прибегали даже иноверцы, это известно, например, из истории Табынской иконы, почитавшейся особенно на Урале и в Сибири. 

Особо надо отметить почитание Казанского образа в Русском зарубежье.

Сообщаем выходные данные двухтомника статей Н.Н. Чугреевой, переизданных в Казани в 2021 году, помещенных в 1998–2021 годах в различных научных сборниках, материалах конференций, журналах.

Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 1998–2011 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 2012–2021 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

Материал впервые опубликован 4 ноября 2021 года

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.