Я не Шерлок Холмс – я даже на Ватсона не тяну, но всю эту историю могли затеять только те люди, которые совершенно не понимают, что такое Петербург.
Вдумайтесь в саму фабулу: варварски уничтожен барельеф на историческом здании – барельеф, который не только имеет архитектурную ценность, но и является частью петербургской легенды. Считается, что там изображен Шаляпин, лучший исполнитель роли Мефистофеля в опере «Фауст». Был изображен. А плюс к этому кто-то берет на себя смелость саму волну возмущения этим безобразием, назвать искусственной и даже проплаченной.
Петербуржцам не надо рассказывать: еще один новый удар по тому, что составляет нашу главную ценность – Город – не может не ранить нас. Для людей, которые не родились и не жили в Петербурге, я могу попробовать объяснить: петербургская архитектура, гранит набережной, Атланты, который держат на плечах городские крыши, сады, нарисованные еще рукой Леблона – это не просто исторически ценный ансамбль, не просто последний исторический ансамбль, который сохранился в нашей стране, где уничтожены все следы материальной культуры, не считая осколков, разбросанных по Золотому кольцу.
Для нас, для петербуржцев это то, что сделало нас такими, какие мы есть. Человек, который ломает барельеф на фасаде петербургского дома – палач, который отрубает у меня палец за пальцем… Давайте честно ответим на вопрос: у многих ли осталась такая честная, страстная привязанность к своему городу, как у петербуржцев?
Это не вымученный фантазийный ура-патриотизм. Знаете, за этот Город столько людей умерло, что каждая царапина, нанесенная ему – это предательство.
Строить гипотезы о том, что Николай Буров, директор четырех храмов-музеев, который сам – еще одна петербургская легенда, знаменитый актер, чей голос мы десятилетиями слышали со сцены Александринского театра, на петербургском радио, что этот человек покусился на сам Город, это как обвинить Ульяну Лопаткину, что она съела собственные пуанты.
С огромным уважением отношусь к петербургскому духовенству; в то время, когда в Москве молча проглатывают, а то и даже косвенно поддерживают акты вандализма, петербургская епархия своевременно, жестко и очень определенно осудила факт разрушения культурного наследия города. Смею надеяться, что эта позиция не даст так называемым православным активистам распоясаться в Петербурге до той степени безнаказанности, к которой уже добрались в Москве.
Дорожка от Гельмана до Пиотровского очень короткая (уже добежали до Бурова). Кто-то должен это остановить. Буду рада, если это сделает петербургское духовенство вместе с петербургской интеллигенцией. Может быть, тогда они скорее найдут совместное решение по использованию знаменитых храмов.
При этом удивительно читать от уважаемого священника рассуждения о том, что волна возмущения вокруг варварства, могла быть проплачена или инициирована какими-то «враждебными силами». Неужели можно так не уважать петербуржцев, чтобы считать, что они могут защищать свой город только за печеньки от Госдепа или подарки марсиан?
Если вы хотите жить и работать в Петербурге, почитайте его историю, попросите коренных жителей рассказать про защиту дома Дельвига. Особенно подробно расспросите про Англетер.
Тогда может быть вам станет более понятно, что значит для нас каждый барельеф.
А кто сегодня смеется больше всех, так это сам Мефистофель.