Христос учил о сострадании и самоотречении и Сам исполнил это учение, принеся Себя в жертву любви.
Чем вызваны смертельная ненависть и зависть, приведшие Его к смерти?
Как могут любовь и забота вызывать ненависть вместо благодарности?
Христос спросил архиереев и фарисеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8, 49). Разбойник на кресте свидетельствовал о Нем: «Сей ни единого зла не сотворил» (Ин. 23, 41). Жена послала сказать Пилату: «Не делай ничего Праведнику тому» (Мф. 27, 19). Пилат сказал о Нем: «Не виновен я в крови Праведника сего» (Мф. 27, 24). Иуда сказал: «Согрешил я, предав кровь неповинную» (Мф. 27, 4).
Кто же виноват в Его смерти? Почему Его распяли?
1. Очевиден конфликт Христа с архиереями, фарисеями, книжниками. Евангелист говорит: «Предали Его из зависти» (Мф. 27, 18). Но архиереи объясняют свой поступок необходимостью и заботой о народе. Когда Христос воскресил из мертвых Лазаря, «архиереи и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него; и придут римляне и овладеют местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год архиереем, сказал: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб. С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 47-53).
Итак, Каиафа предложил распять Христа не за вину, а из целесообразности, из политической предусмотрительности, заботы о еврейском народе. Сквозь высказанный повод просматривается зависть. Христос назвал вождей народа лицемерами. Апостол пишет: «Они сохранили образ благочестия и отверглись его силы» (2 Тим. 3, 5).
2. Иуда предал Христа, но не желал Его смерти: «Увидев, что Христос осужден, Иуда раскаялся и возвратил тридцать сребреников архиереям и старейшинам, и удавился» (Мф. 27, 3). Сребролюбие привело к предательству. Церковная песнь называет этот грех «окаянством иудиным».
3. Пилат «знал, что предали Его из зависти, и хотел отпустить» (Ин. 19, 12). Он «вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем». Пилат предложил отпустить Его ради праздника Пасхи (см. Ин. 18, 38-39). Иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противится кесарю» (Ин. 19, 12). Высокопоставленный чиновник испугался политического обвинения. Он не хотел жертвовать своей карьерой и благополучием, а может, и головой: «Видя, что смятение увеличивается, Пилат взял воду, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника сего, смотрите вы» (Мф. 27, 19). Церковная песнь говорит: «Пилат руки свои умыл, сердце же осквернил».
4. Народ требовал: «Да будет распят! Правитель спросил: какое зло Он сделал? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!» (Мф. 27, 22-23). Три дня назад они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21, 9). Теперь требуют Его смерти. Когда Христос умер и поколебалась земля, наступила тьма, завеса церковная разодралась надвое, «весь народ, сошедшийся на позор сей (позор (слав.) – зрелище), видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 23, 48). Народ повел себя легкомысленно и безответственно.
5. Воины бичевали Христа и распяли, выполняя приказ. При этом они развлекались, глумясь над Ним: надели на Него терновый венец, багряницу, трость вместо царского скипетра, кланялись и били Его. Они выполнили приказ.
Всех участников трагедии можно понять. Типичная история повторяется от Адама до наших дней. Никто не хочет взять на себя ответственность за поступок, каждый винит другого.
Наступило время вынести приговор, и Пилат «умывает руки».
Воины выполнили приказ, обезвредили бродягу, производившего беспорядки.
Толпа кричит: «Распни Его!» по послушанию архиереям. Разве можно не послушаться авторитетных вождей, поставленных Богом? Сами вожди убедили друг друга, что казнят опасного злодея: «Он – злодей, развращает народ, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим».
Каждый имел оправдание, а все вместе распяли Христа, Который «ни единого зла не сотворил».
Всех участников распятия объединяет грех. Это не общественный грех. Грех всегда бывает личным. Вина всегда личная, и ответственность за нее тоже личная.
Мы, отдаленные потомки, осознаём себя соучастниками злодейства не потому, что были там, а потому, что мы грешники.
В этом первый смысл Креста: суд над миром, который «весь во зле лежит» (1 Ин. 5, 19). Но виноват каждый в своем личном грехе.
Второй смысл: Крест – это мой выбор! Все стояли в ту ночь перед выбором: Пилат, воины, архиереи и каждый человек в толпе. Каждый выбирает сам. Каждый свободен и может поступить не как все.
«Кто хочет по Мне идти, пусть возьмет крест свой», – говорит Иисус (Мф. 8, 34). Взять крест означает не только терпеть тяготы жизни. Прежде всего, это означает принять ответственность. Сегодня невиновный человек тоже подвергается преследованиям. Чиновники поступают «по закону», «маленькие люди» поступают «по послушанию», воины соблюдают дисциплину, выполняя приказ во имя порядка на благо всех. По-прежнему пилаты умывают руки, воины исполняют долг, вожди спасают народ, а множество людей подобострастно улюлюкают или молча смотрят на торжество зла.
Евангелие призывает вспомнить перед этим гробом: у каждого есть выбор. «На суд пришел Я в мир сей», – говорит Христос. И сегодня каждый из нас стоит перед этим гробом, как перед судом своей совести.