Портал «Правмир» продолжает опрос духовенства о том, как должна проходить катехизации. Сегодня на наши вопросы отвечает настоятель храма Архистратига Михаила города Майский в Кабардино-Балкарской республике, священник Михаил Самохин
Можно ли, и если «да», то при каких условиях — крестить детей у 1) некрещеных, 2) неверующих, 3)совсем нецерковных — родителей?
Человеческая жизнь неповторима и, как мне кажется, каждый случай прихода человека к Таинству Крещения нужно рассматривать индивидуально. Ведь, несмотря на внешние обстоятельства, мы верим, что человека к купели ведет Господь.
Поэтому крестить детей некрещеных родителей, на мой взгляд, можно. Важнее здесь чтобы у ребенка были нормальные восприемники. Именно на них возложена Богом ответственность за воспитание нового члена Церкви.
Крещение детей неверующих родителей – особая ответственность для священника и крестных родителей. И если восприемники не вполне осознают свою сугубую ответственность в таком случае, долг священника рассказать им об этом. Решение священника здесь должно быть особо взвешенным.
Степень «нецерковности» тоже бывает различна. Как правило ситуация здесь осложняется тем, что и крестные здесь нередко далеки от Православия. И здесь важны мотивы, которые приводят родителей к Таинству. От них во многом зависит принятие решения.
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Предварительные представления о вере могут быть не очень большими, но должны быть верными. На мой взгляд, будет прекрасно, если человек сможет перед Крещением исповедовать веру в Святую Троицу и Богочеловечество Господа Иисуса Христа.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Мотивы Крещения знать стоит. В идеале единственным мотивом для него должна быть вера в Бога и желание жить в соответствии с этой верой. На практике чего только не встречается. И здесь приходится порой подолгу беседовать с людьми, рекомендовать книги и диски. Но отказывать в Крещении по причине несовершенства мотивов приходящих мне не доводилось. Обычно хватает беседы по душам.
— Какие трудности происходят при совершении катехизации в епархии?
Главные препятствия, наверное, везде одни: нежелание самих прихожан тратить время и силы на усилия по изучению той веры, к которой они приходят сами или приводят детей и житейская суета, которой оправдывается такое нежелание. Кроме того свои особенности процессу подготовки к Крещению придает то, что среди крестящихся встречаются и представители народов Кавказа.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Избыточной катехизацией можно назвать попытку дать новоначальному христианину всю полноту богословских знаний без учета уровня его духовного развития. Когда богословские знания начинают опережать живой опыт веры, возникают опасности развития отвращения к богословию или появления у человека завышенных представлений о себе и своем уровне духовного развития.
Читайте также:
Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу
Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви
Катехизатор не должен пытаться выстроить всех под один шаблон
Не пропустить начало жизни во Христе
Не перегрузить формальными знаниями
Боговедение не бывает избыточным
Крещение «по традиции» – основная проблема
Катехизация должна быть систематично
Катехизация может совершаться по-разному