Кельты: новые святые в наших святцах?
Кельты сегодня в моде: кельтская музыка, танцы, стилизованные изображения. Но что мы знаем о кельтских святых? А ведь существует особое понятие — «кельтская святость». В чем же она проявляется?
Прежде всего, следует сказать, что кельты — это древние обитатели Галлии (всевозможные галльские племена), Британии (бритты и пикты) и Ирландии (скотты, впоследствии частично переселившиеся в современную Шотландию). Кельты жили большими родами — кланами. Они почитали стихийные силы природы, Солнце, священные камни, леса, деревья, источники и вообще воды, связывая их с теми или иными богами и героями (всего в кельтском пантеоне насчитывают 374 различных божеств).
Кельты твердо верили в бессмертие души и считали смерть «срединой долгой жизни», существующей на далеких блаженных землях. Хранителями религиозных верований кельтов были их жрецы — друиды, жившие в трудно доступных лесных и горных местах и игравшие также роль судей и воспитателей аристократической молодежи. Начиная с I в. до Р. Х. кельтские земли стали завоевываться римлянами. Никогда не покоренными оставались Ирландия и Северная Британия, отделенная валом, который воздвиг в начале II в. римский император Адриан. С римским владычеством во II-III вв. у кельтов стало связываться постепенное распространение христианства.
В начале II века римский император Адриан построил вал, отделивший от завоеванной римлянами территории Северную Британию. Постепенное распространение христианства началось здесь на рубеже II-III веков
истоков кельтской святости стоял первый кельтский мученик — Албаний из Веруламия близ Лондона (+305; память 22 июня/5 июля). Простой крестьянин, во время гонения в начале IV в., он приютил у себя христианского священника, которому и оказался обязан своим обращением ко Христу. Когда за священником пришла стража, Албаний вместо него вышел к гонителям, мужественно исповедовал Христа и принял мученическую кончину. В IX в. город Веруламий был переименован в честь него в Сент-Олбенс. Мощи святого до сих пор покоятся в аббатстве, построенном на месте его страдания.
дин из наиболее почитаемых самими кельтами святых чтится и Русской Православной Церковью — это святитель Мартин Турский (+397; память 12/25 октября). Сыгравший большую роль в формировании типа кельтской святости, этот святой не был кельтом по происхождению. Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии, Римской провинции, располагавшейся между современными Венгрией, Югославией и Австрией. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера.
Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустыню вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию. Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя — чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого.
Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Теплый офицерский плащ спас несчастного от гибели.
Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве. Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье, где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).
Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.
В житии святителя Мартина мы находим сплав, ставший характерным для кельтской святости: глубокое монашеское делание в сочетании с активным миссионерством и милосердием. Все последующие кельтские святые — это как бы преподобные-миссионеры.
амый известный кельтский святой — просветитель Ирландии Патрик (+461; память 17/30 марта). Святой Патрик родился в 389 году на северо-западе Британии в семье, исповедовавшей христианство. Патрик — более позднее имя, полученное в плену. Родители назвали мальчика Сукката, в крещении — Магон. Несмотря на то, что его отец был диакон, дед — священник, а по матери Патрик был родственником самого Мартина Турского, юноша относился к вопросам веры без всякого интереса. Обратиться к Богу Патрика заставило его похищение пиратами в возрасте 16 лет. Только став рабом одного из ирландских вождей, которому его продали пираты, Патрик стал по-настоящему молиться и почувствовал близость любящего и сострадающего Христа.
После 6 лет рабства, на протяжении которых пленник с утра до ночи пас скот своего господина, Патрик услышал во сне повеление Божье покинуть Ирландию и идти домой. Прячась от хозяина, он прошел 200 миль до побережья, где смог сесть на корабль, взявший его с собой в Галлию.
Несколько месяцев ему пришлось провести на континенте в путешествии по Галлии, вместе с матросами корабля и их таинственным коммерческим грузом (некоторые полагают, что это были ирландские волкодавы, которых надлежало доставить в Италию). Как и все, Патрик испытал много лишений, голод, подвергся нападению разбойников и научил своих спутников молиться Богу.
Расставшись со своими вынужденными товарищами, Патрик смог ближе ознакомиться с жизнью галльских христиан и наследием своего родственника — свт. Мартина Турского.
У Патрика появилось горячее желание последовать путем этого святого, к чему присоединялось стремление поделиться радостью своей недавно обретенной веры с другими людьми, еще не знавшими Христа.
Уже в Британии Патрик почувствовал призвание свыше вернуться в страну, где он недавно был рабом, в качестве миссионера. Наверное, внутренне согласиться с этим было для Патрика не очень просто, но он все-таки решил отправиться в путь. Перед началом своей миссии Патрик вновь посетил Галлию, где принял епископство от святителя Германа Оксеррского (+448; память 31 июля/13 августа). Приняв епископство, он отправился в Ирландию. Начать проповедь Евангелия удалось только после целого ряда неудач (когда, например, во время высадки на берег он вместе со спутниками был забросан камнями). Большую помощь оказывало Патрику знание языка и обычаев страны (хотя некоторые вожди именно из-за этого не доверяли ему, считая, что он вернулся к ним для мщения). В короткое время Патрик смог обратить ко Христу огромное множество людей.
Он собирал народ повсюду, где это было удобно: в селениях, в лесах, в открытом поле, и вдохновенно повествовал о Христе, Его жизни и чудесах, о необходимости крещения и новой жизни. Люди крестились тысячами. Повсюду стали строиться церкви (первая в амбаре, который передал под храм один из обратившихся вождей; ирландское слова «церковь» — Saul происходит от sabhal — «амбар»). Как епископ, Патрик посвящал для них священников. Апостол Ирландии основал на острове несколько монастырей, в т. ч. Армаг, где была установлена епископская кафедра. На основе латиницы Патрик составил ирландскую азбуку, положив тем самым начало ирландской литературе. От него берет начало и кельтский крест, имеющий за собой изображение солнца. Однажды своей молитвой Патрик изгнал с острова змей, которых до сих пор в Ирландии нет.
В первый год пребывания Патрика и его миссии в Ирландии, празднование Пасхи пришлось на белтейн — языческий праздник возвращения весны. Ночью на возвышенном месте в священной столице Ирландии — Таре верховный король Лоэгайре должен был зажечь необходимый для праздника священный огонь. Но незадолго до этого столп огня неожиданно взмыл в небо над одним из близлежащих холмов. Это зажег огонь в честь Воскресения Христова святой Патрик. Пришедший в ярость Лоэгайре созвал друидов, которые, однако, сказали ему, что бороться с человеком, осмелившимся бросить вызов традиции, бесполезно, и огонь, зажженный им, будет гореть вечно.
Взбешенный король собрал войско и отправился собственноручно убить Патрика. После длительных поисков Лоэгайре застал святого молящимся с воздетыми руками в ночи, вместе с учениками. При приближении короля Патрик, однако, исчез. Лоэгайре увидел в лесной чаще лишь убегающих оленей.
Проведя свою жизнь в трудах по устроению Ирландской церкви, Патрик умер около 460 года. Деятельность его была так плодотворна, что в течение многих веков после него Ирландия по праву считалась одним из главных очагов христианского просвещения Европы — «островом святых».
Патрик основал на острове традиционную церковную структуру с епископами во главе. Однако со временем авторитет в Ирландской церкви перешел к настоятелям монастырей — аббатам; на смену епархиям фактически пришли монастырские округа. Епископское преемство не прерывалось, но епископы сохранили за собой лишь сакраментальные функции, живя при монастырях или даже как отшельники в лесу. Центральной фигурой в Ирландской церкви стал аббат.
У святого Патрика оказалось много последователей среди жителей Ирландии, с воодушевлением воспринявших монашеский идеал, явленный им. Ведь именно просветитель Ирландии, кроме всего прочего, принес с собой на остров понятия пустыни, отшельничества, смирения плоти, борьбы со страстями — всего того, что он сам почерпнул из наследия свт. Мартина Турского.
Первые монахи селились в пустынях — отдаленных местах, где они могли уединиться для безмолвия, молитвы и иных аскетических подвигов. Для смирения плоти практиковались многочасовые воздевания рук, тысячи поклонов, стояния в холодной воде. Со временем вокруг такого подвижника собирались ученики и постепенно возникал монастырь. Неотъемлемой чертой кельтского монашества стали гостеприимство, милосердие и стремление к образованию.
При монастырях обязательно устраивались гостиница, больница и школа, в которой учили арифметике, латыни и греческому языку — ведь ирландское христианство было генетически связано с Малоазийской церковью. Некоторые монастыри насчитывали не более десяти человек, другие — сотни и даже тысячи насельников.
Епископы были вынуждены селиться при монастырях, потому что Ирландия практически не знала городов. Однако сельские жители, в том числе и руководители кланов, почитали больше не их, а своих местных подвижников, духовную власть которых они и предпочли епископской. Каждый клан стремился иметь на своей земле монастырь во главе с прославленным преподобническими подвигами аббатом.
тдельного внимания заслуживает кельтское женское монашество. Некоторые исследователи считают, что распространение женских монастырей было связано с особой ролью женщины в друидической религии. Однако пример достаточно хорошо исследованного галльского друидизма говорит о самой приниженной роли женщины в этой религии и галльском обществе вообще. Представляется более основательным вывод о возрастании роли женщины в кельтском обществе в связи с распространением христианства. Именно христианство позволило женщине обрести свое призвание в делах милосердия и молитвы.
Наиболее почитаемая кельтская святая — Бригитта (+525; память 1/14 февраля) — была крещена самим Патриком и вопреки воле своих родителей. Она основала монастырь в Кильдаре, со временем ставший крупнейшим поселением в Ирландии и известный также как «город бедных» благодаря высочайшему развитию в нем служения милосердия.
иссионерство было очень важно для кельтских святых. В 563 году знаменитый Колумба (+597; день памяти 9/22 июня) в сопровождении 12 спутников покинул ирландские берега, чтобы высадиться в Шотландии. Миссионерская деятельность Колумбы происходила среди северных пиктов — южные к тому времени были уже обращены. Своей проповедью и личным примером он обратил ко Христу их короля Бриди и основал в Шотландии множество церквей и монастырей, в т. ч. на острове Иона, полученном в дар от короля и ставшим рассадником христианства в Северной Британии. Колумба смог преодолеть сопротивление друидов и завоевать высокий авторитет среди всех пиктов. Именно он в 574 г. избрал короля для южных пиктов и короновал его на Ионе. Церковь, основанная Колумбой, была такой же монашеской, как и в Ирландии. Во главе ее находился аббат Ионы, по сану пресвитер, которому подчинялись все пресвитеры и епископы края.
Монашеская жизнь Ионы отличалась особой строгостью. Колумба составил устав, который требовал полного отречения своей воли и строгого послушания. Иноки проводили время в постоянном физическом труде, который сочетался с непрестанной молитвой, чтением и изучением Писания и святых отцов, упражнениями в богословии, а также писанием и украшением книг, обучением детей и молодых иноков, оказанием гостеприимства по отношению к странникам. Особым отличием монашеского братства Ионы и всех связанных с ней монастырей была полукруглая тонзура на всей передней части головы. Иона хранила восточные церковные традиции: например, исчисления Пасхи по дню 14 ниссана — (так называемая Пасха Крестная, то есть празднование дня Крестной смерти Спасителя: обычай, идущий от Иоанна Богослова, но в V в. уже отмененный на Востоке) и ряд других. Из-за этого обитель постоянно вступала в противоречия с Римской церковью, которая первоначально вообще считала кельтскую Церковь разновидностью друидизма.
Колумба положил начало «странствию ради Христа» — оставлению дома и всего необходимого, чтобы следовать Христу, который на земле не имел «где приклонить главу» (Мф. 8, 20). Многие кельтские монахи оставляли обжитые места и путешествовали по кельтским королевствам и северным островам, устремлялись в Европу, всюду миссионерствуя и упражняясь в аскетизме. Символом Колумбы как странника стал дикий гусь, который был для кельтов, кроме того, образом Святого Духа. Колумбу называют также «голубь Церкви» (Колум Килле). Он управлял Ионой 32 года и умер в алтаре своего храма в возрасте 77 лет в 597 году.
Смерть Колумбы не прекратила миссионерской традиции острова Ионы: после кончины святого братство активно принялось за обращение Нортумбрии (королевство в ранней Англии, в период своего расцвета занимала территорию от Ирландского до Северного морей. Современный Нортумберленд), захваченной германцами-англами. Но первая группа миссионеров не смогла найти общий язык с англами. Глава миссии епископ Корман пришел к заключению, что среди такого упорного и варварского народа, как англы Нортумбрии, успех невозможен. Услышав об этом, один из монахов Ионы, Айдан высказал мнение о том, что Корман был с ними чрезмерно суров и не показал пример Христовой любви. Тогда совет монастыря посвятил Айдана в епископы и отправил продолжить миссию Кормана в Нортумбрии.
Оплотом своей проповеди Айдан сделал монастырь на острове Линдисфарн напротив резиденции нортумбрийского короля Освальда, который, будучи еще ребенком, нашел убежище на Ионе, где был крещен и наставлен в христианской вере. Острову Линдисфарн, где гармонично соединились природа, труд и молитва, суждено было стать цитаделью христианства и на всем северо-востоке Англии. Во всех путешествиях Айдана сопровождал король Освальд, участвовавший в деле распространения веры как переводчик. Кротость Айдана и смирение Освальда победили суровые сердца германцев и прочно утвердили веру в Нортумбрии. Примером своей подвижнической жизни Айдан привлек к аскетизму и исполнению заповедей целый народ. Благодаря ему среди англов утвердилась традиция не вкушать в постные дни пищи до 9-го часа (трех часов дня). Айдан провел в Нортумбрии 16 лет. Когда он умер в 651 году (память 31 августа/13 сентября), пламя христианства ярко горело на этой земле, освещая и окрестные земли.
Среди последователей Айдана были и женщины Нортумбрии. Первой из них, принявшей монашеский обет от святого, стала внучатая племянница нортумбрийского короля Эдвина Хильда (+680; 17/30 ноября). В 657 году она основала смешанный монастырь в Стренескальске (позднее название — Уитби), ставший впоследствии духовным и интеллектуальным центром, известным во всей Британии. Здесь развивались литература и искусство. Хильда была покровительницей поэта-самоучки Кэдмона, чьи песни и рассказы помогали неграмотным христианам понимать и усваивать Писание. Впоследствии Кэдмон принял монашество и почитался после своей кончины как преподобный (+680; память 11/24 февраля). Изучение Писания Хильда считала наиважнейшей обязанностью инока в той же степени, что и творение добрых дел. Рассудительность и мудрость этой святой были так велики, что ее совета часто спрашивали короли.
В VII веке власть над кельтской церковью оказалась в руках Рима. В 664 году в Стренескальске состоялся собор, на котором представители Кельтской (Старобританской) церкви встретились с римским духовенством, требовавшим от кельтов подчинения Риму и перемены восточных обычаев. Епископ Линдисфарна Колман (+676; 18 февраля/2 марта) и Хильда не смогли воспрепятствовать епископу Йорка Вилфриду и перешедшему на его сторону брату Освальда королю Освиу установить главенство римской традиции.
ельтская церковь в Нортумбрии постепенно вытеснялась структурами Римской церкви и ее обрядностью. Однако окончательным потрясением, разорившим кельтскую Церковь на Британских островах, стало нашествие викингов. Захватчики были привлечены богатствами беззащитных в военном плане монастырей. После первой атаки на Нортумбрию в 793 последовали набеги на Иону и Ирландию. Оставшиеся в живых монахи уводились в плен. Многие оставляли свои обители, забирая книги, мощи и святыни. Спустя 30 лет викинги вернулись окончательно, рассчитывая установить постоянное господство. Многие увидели тогда в викингах наказание Божие за оскудение веры и подвижничества.
К XIII веку Рим подчинил себе и последние очаги кельтской духовности. Некоторые монастыри продолжали действовать. Иона стала бенедиктинским аббатством, а Святой остров — приоратом бенедиктинского ордена в Дареме.
Но даже в XIV столетии общины кельтских монахов еще существовали в шотландских горных районах и на островах. Путешествуя по Шотландии в XIX столетии, шотландский клирик Александр Кармайкл обнаружил традицию молитвы, передаваемой из уст в уста и имеющей удивительное сходство с тем древним образом молитвы, который оставили кельтские святые.
наше время торжества материализма и бездуховности пример кельтских святых необычайно вдохновляет к подвижничеству, к отказу от духовного оцепенения, к исканию Христа. Кельтские святые заставляют нас вспомнить о подлинных целях христианской жизни, о необходимости милосердия, миссионерства и личного подвижничества. Это хорошо понимал святитель Иоанн (Максимович), духовное настроение которого, как нам кажется, наилучшим образом соответствовало кельтской святости.
Несмотря на то что католиков отделяет от кельтской святости много больше, чем нас, нельзя не согласиться с католическим автором Э. Дунканом, которому принадлежат следующие слова: «Кельтская духовность учит нас лучшему пониманию нашей христианской веры, она стоит значительно ближе к истоку. Все, что нам следует делать, — позволить, чтобы она нас учила».
Еще лучше сказал об этом пророк Иеремия:
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6, 16).
___________________________
Источник: Нескучный сад, #3/2005