Каждый день мы ходим по улицам, на которых жили святые. Речь идет не о древних монахах, а простых христианах, которые своей жизнью заплатили за свою веру. Подол, Лукьяновка, Соломенка – в каждом из этих районов в XX-м веке жили, молились, погибали и находили вечную жизнь обычные киевляне. Давайте вспомним хотя бы некоторых из них.
Святой, выступивший против Распутина
Первый адрес — предконечная остановка 24-го автобуса, в пяти минутах ходьбы от Киево-Печерской лавры. Здесь зимой 1918 года погиб человек, который тогда был высшим православным иерархом в Украине – митрополит Владимир Богоявленский.
Выходец из русской глубинки, Богоявленский благодаря самым высоким оценкам в семинарии смог бесплатно продолжить духовное образование. Это стало для него путевкой в жизнь.
После окончания Тамбовкой духовной академии он стал преподавателем в семинарии. Возможно, он так бы им и остался, если бы не внезапная смерть от тубрекулеза жены и ребенка. Василий Богоявленский после этого принимает монашеский постриг с именем Владимир, а еще через два года он стал епископом.
Дальше – весьма стремительная церковная карьера. Ею митрополит обязан известному юристу Анатолию Кони, который случайно услышал проповедь священномученика во Владимирском соборе Самары и был так ею впечатлен, что рекомендовал епископа тогдашнему обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву. Богоявленского назначили епископом в Грузию, что в Российской империи считалось третьей по влиятельности церковной должностью после епископов Санкт-Петербурга и Москвы. В 1898 году, после смерти московского митрополита, Богоявленского переводят в Москву. Там епископ активно занимался миссионерством среди рабочих, полемизировал с марксистами. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством.
В 1911-м под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд. Более того, в 1912 году на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом митрополит Владимир выступил с докладом «Против ли нас, абстинентов, Библия?», где библейски обосновал преимущества трезвого образа жизни и запрета на употребление вина. В Москве он сдружился с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, которая позже была канонизирована как священномученица, чья жизнь также во многом связана с Киевом.
С 1912 года Владимир Богоявленский, по сути, возглавил Русскую церковь. Он назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и первенствующим членом Святейшего синода. Впрочем, пробыл он на новом месте недолго. Деятельный проповедник, человек евангельских и библейских взглядов, вполне естественно, он не пришелся по духу такой темной личности, как Григорий Распутин. В результате настроенная Распутиным против митрополита императрица Александра Федоровна удалила, а фактически сослала его в Киев.
С ноября 1915 года Владимир Богоявленский – митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего синода. Так получилось, что митрополит оказался первым священнослужителем, убитым при взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады. Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом.
Вот как вспоминает гибель Владимира Богоявленского митрополит Евлогий Георгиевский, свидетель тех событий: «Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером,– и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к чёрному ходу. «Прощай, Иван…»,– успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его – расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же».
Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то другого от озверевших представителей безбожной большевистской власти, за девять дней до того зверски запытавших до смерти пленных студентов Киевского университета, вступивших с ними в неравный бой под Крутами. (Мало того, еще и поглумившихся над телами уже мертвых молодых парней). Всякий, кто пытается оправдать эту власть, должен еще и еще раз вспоминать эти преступления – безобразные свидетельства совершеннейшей дегенеративности красной власти…
В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре сохранился корпус, где жил митрополит Владимир (№??) и откуда его повели на расстрел через Экономические ворота Лавры. Место расстрела священномученика сейчас отмечено деревянным крестом. Найти его несложно – если идти от площади Славы к Лавре по правой стороне улицы Ивана Мазепы, дойдя до валов (которые перед монастырем), надо просто посмотреть вверх. На валу и стоит тот самый крест, обозначающий место гибели святого. Мощи священномученика находятся в Дальних пещерах Лавры.
73-летний старик был забит насмерть на допросе в Лукьяновском СИЗО
Второй адрес – Лукьяновское СИЗО и Лукьяновское кладбище. В 1937 году в кабинете №164 следственного управления Лукьяновской тюрьмы погибло двое священнослужителей, которые теперь причислены к лику святых. Первый из них – фактический руководитель всех украинских православных приходов митрополит Константин Дьяков.
Он родился в 1864 году в селе Старая Водолага Харьковской губернии в семье священника. Окончил будущий мученик Харьковскую духовную семинарию. В 27 лет он стал священником, служил в Харькове, в храме Рождества Христова.
Первый раз Константин Дьяков был арестован еще в 1923 году, впрочем, тогда ему так и не предъявили обвинения и освободили спустя два месяца. Как и многим другим священномученикам, ему довелось побывать, как вспоминали современники, «в липких от крови» подвалах Октябрьского дворца в Киеве (ГПУ проводило допросы и пытки в подвале, где сейчас расположен кинотеатр).
В 1924 году Дьяков был рукоположен во епископа Сумского, викария (помощника епископа) Харьковской епархии, временно управлял Харьковской епархией. В 1926 был второй раз арестован, находился в тюрьме три недели. В ноябре 1927 года возведён в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским экзархом Украины, в 1934 Константин Дьяков стал митрополитом Киевским и экзархом Украины в связи с переездом столицы.
Владыка Константин, в отличие от многих других священномучеников, не был принципиальным противником власти, скорее, наоборот, он был очень ярким представителем «сергианства» – политики соглашательства тогдашних церковных иерархов Русской православной церкви с большевиками. Впрочем, это отнюдь не спасло его от расправы.
В 1937 году сталинское НКВД задумало устроить очень громкое образцово-показательное дело о «контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией». Первым, кого арестовали в составе этого дела, и был Константин Дьяков.
29 октября 1937 года его вытащили из алтаря Покровского храма, расположенного на киевской Соломенке (улица Островского, 20/1), прямо во время службы. На основании ложных показаний начались допросы, которые проводил следователь НКВД Гольдфарб. Надо заметить, что следователь это дело провалил – не один его обвиняемый не дожил до суда. А через некоторое время (неслыханное дело для тех времен) был исключен из органов «за чрезмерное применение мер физического воздействия в ходе допросов».
Именно на таком допросе и погиб 10 ноября 1937 года митрополит Константин Дьяков. Перед смертью он описал плачевное состояние церкви в то время: «В связи с переводом столицы из Харькова в Киев я прибыл к месту своего нового служения 29 марта 1935 года. На Киевщине было 170 приходов, из них 70 функционировало и 100 взяты под заготзерно. В настоящий момент число приходов на Киевщине сократилось до минимума: всего 16 с 4 городскими».
В конце концов, митрополит написал: «Я прошу советскую власть дать возможность мне, 73-летнему старику, одержимому весьма многими и тяжелыми физическими недугами, мирно и тихо закончить свою жизнь».
Советская власть предложила ему компромисс – сдать подельников, отречься от своих убеждений, заявить, что морочил голову все эти году трудовому народу, рассказывая о Боге… Продать Христа другими словами. Он сказал, что подельников не имеет, отрекаться от веры отказался… Не хулил он и своих палачей.
Похоронен Константин Дьяков был на Лукьяновском кладбище, в братской могиле, где совершались массовые тайные захоронения расстрелянных в Киево-Лукьяновской тюрьме НКВД. Очевидцы тех событий пишут, что хоронили всех в выкопанных между могилами траншеях. Ночью в такую яму укладывали несколько сотен трупов и засыпали. Всего, по оценкам историков, в ходе репрессий 1937–1939 годов таким образом в Лукьяновском СИЗО было расстреляно (уже тогда это место имело мрачную славу!) и похоронено на территории Лукьяновского кладбища в безымянных могилах около 25 тыс. человек. На сегодня найдены останки 12 тыс. человек. Смертельный конвейер…
19 октября 1993 года митрополит Константин Дьяков был канонизирован определением Священного синода Украинской православной церкви как священномученик.
Олег Гавриш, Влад Головин, для Исторической правды