Присоединив к советскому лагерю одним махом пол-Европы, СССР, тем не менее, совершенно не желал делиться некоторыми своими ноу-хау. Это касалось и кинематографа.

Удивительно, но пока западная часть континента рождала одного за другим гениальных режиссеров, а Советский Союз экспериментировал (и порой весьма удачно) в такой непростой области как «любовь без отрыва от производства», социалистические государства – за исключением разве что Польши — впали в своеобразный киноступор. Конечно, в Венгрии появились Иштван Сабо и Петер Бачо, а в Чехословакии работали Милош Форман и Вера Хитилова. Было свое (весьма своеобразное) кино в ГДР. Но серьезно рассуждать о соцшколе кино могут разве что киноведы.

Нечто похожее творилось и в Югославии, где даже с актерами наблюдались большие проблемы: признания добились разве что Мила Йовович и Гойко Митич, переигравший всех известных индейцев Фенимора Купера от Чингачгука до Оцеолы. Трагикомичность Митича заключалась в том, что, снимаясь исключительно в ГДР, он был чрезвычайно популярен в Советском Союзе и практически неизвестен у себя на родине.

Безусловно, были в СФРЮ и свои режиссеры (Пуриша Джорджевич, Горан Паскалевич, Александр Петрович, Душан Макавеев), но их больше ценили за самобытность, чем за потрясающий зрителя талант.

Притом, что первый сербский игровой фильм «Карагеоргий» был снят в 1911 году, до прихода коммунистов к власти, в стране появилось лишь двадцать фильмов. Ситуация несколько изменилась в сороковые годы, когда в Югославии стали снимать фильмы о Второй мировой войне, впоследствии даже выделенные киноэкспертами в отдельное направление – партизанское кино.

Дело в том, что в годы войны регулярная армия не оказывала сопротивления фашистским войскам, и в стране действительно было развито партизанское движение. А поскольку после победы к власти пришли герои армии сопротивления, визитной карточкой югославского кинематографа стали фильмы о партизанах. Но мода на них определенно была.

Больше того, в одном из таких проектов «Девятнадцать девушек и один моряк» режиссера Милутина Косоваца на главные роли умудрились попасть Серж Генсбур и Джейн Биркин. Музыку к фильму также сочинил Генсбур. Увы, это единственное достоинство картины, где название полностью отражает сюжет: моряк живет и умирает в окружении девятнадцати девушек.

Съемки идеологического «партизанского» фильма вызывали самый ядовитый сарказм у представителя новой волны югославского кинематографа Эмира Кустурица. Что он и продемонстрировал в своей картине «Подполье».


Эмир Неманья Кустурица

Если быть честными, Кустурица, чей день рождения празднуется сегодня, — единственный югославский режиссер, творчество которого стоит отдельного разговора.

Югославским, кстати, Эмир называет себя сам, потому что по сей день весьма жестко критикует распад своей страны. С другой стороны, его личная и творческая жизнь постоянно находятся под неусыпным вниманием «наблюдателей», так что придумать что-то новое проблематично.

Нелепо и высказывать мнение о фильмах Кустурицы: они уже давно поделили зрителей примерно поровну на восторгающихся каждой новой работой режиссера и остальных, у кого его фильмы вызывают раздражение и отторжение. Но и здесь нет ничего необычного: обладая слишком ярким стилем, где сочетаются элементы черных фильмов, фолка, абсурда и китча, подобные эмоции кино бывшей Югославии вызывает постоянно.

Можно, конечно, вспомнить о том, чем занимается режиссер последние пять лет, с тех пор как он принял православие с именем Неманья.

В мае 2007 года Кустурица с фильмом «Завет» стал участником основного конкурса 60-го Каннского фестиваля. Ни малейшего намека на религиозное осознание мира в фильме не проглядывает.

Интересно, что жесткая гротескная комедия о мальчике, которому дедушка дал наказ продать в городе корову, купить икону и найти женщину, претендовала этой весной на Золотую пальмовую ветвь… Но осталась без призов.

Кадр из фильма "Завет"

Кадр из фильма "Завет"

Кустурица старался виду не показать, что обиделся, но иногда прорывалось: «Сейчас мне не нужны фестивали. Мои фильмы будут успешно прокатываться по всему миру и без очередной награды» или «Я когда-то был модным, сейчас уже нет. Я задержался на сцене, 26 лет для современного кино — это слишком много».

Художественных фильмов с тех пор режиссер не снимал и стал разъезжать по миру со своим «The No Smoking Orchestra», с которым поставил панк-оперу «Время цыган».

Кроме того, он поучаствовал в картине «Прощальное дело» французского режиссера Кристиана Кариона о скандальном деле Фаруэлла. О том, как в 80-х годах французской разведке удалось завербовать советского полковника госбезопасности и этот удачный шаг нанес большой ущерб внешней политике СССР. Играть продажного полковника последовательно отказались Никита Михалков и Сергей Маковецкий. Кустурица согласился.

Он обещал снять документальный фильм об Осетии, но, кажется, совершенно перестал интересоваться публицистикой, успокоившись на фильме о футболисте Диего Марадоне.

Сейчас, объявив, что больше не собирается снимать на родине, Кустурица занят работой сразу над двумя фильмами. Оба на данный момент находятся в стадии пре-продакшена.

Первый – «Семь друзей Панчо Вильи и женщина с шестью пальцами» о герое мексиканской революции Панче Вилье, убийце, ставшем губернатором северной Мексики. На роль Панчи утвержден Джонни Депп. Разбавит адскую смесь Кустурица-Депп Хавьер Бардем и Сальма Хайек.

Видимо в благодарность за историю, Джонни согласился стать продюсером второго проекта режиссера «Холодная вода», сюжет которой развивается в Израиле и Палестине. Палестинец планирует жениться в арабской части Иерусалима, но накануне свадьбы умирает его отец, наказав похоронить себя на арабской территории в Рамалле. И превращая историю в «роуд-муви».

Оба фильма должны будут выйти в будущем году, тогда и поговорим о том, каков нынче режиссер Эмир Кустурица. Тем более, что пока он занят гораздо более важными вещами — осваивается в Ижевске, где всего месяц назад состоялось присвоение режиссеру звания «Почетный удмурт».

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.