Социологическая служба «Среда» задалась целью выявить частоту упоминания определенных слов в патриарших проповедях. В ходе исследования (см.ниже Описание методологии исследования) были проанализированы проповеди патриархов Московских и всея Руси Алексия II (за 2005-2008 гг.) и Кирилла (за 2009-2011 гг.) общим объемом более полутора миллионов печатных знаков.
Результаты исследования комментирует преподаватель церковнославянского языка, истории христианской миссии и катехизации, руководитель издательства Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов:
Проповеди Патриарха обращены ко всей Церкви, ко всему народу. И каждый ожидает услышать в них ответы на свои вопросы, свои проблемы, получить вдохновение и поддержку. Кроме того, проповедь понятна еще и тогда, когда говорится ясно, доступно и притом красиво. Так что близость любому человеку зависит и от тематики, содержания проповеди, и от ее формы.
Что касается смещения акцентов патриарших проповедей после того, как Патриархом Московским и всея Руси стал Кирилл, то акценты естественным образом меняются даже у одного и того же человека на протяжении определенного периода времени, ведь жизнь не стоит на месте и предлагает новые задачи. Патриарх Кирилл часто говорит о необходимости сознательного отношения к вере, последнее время в связи с этим призывает к большей ответственности за церковную жизнь не только духовенство, но и мирян. Постоянно звучит в его словах и тема развития миссии и устроения катехизации как необходимой подготовки к вхождению в Церковь.
Можно согласиться с тем, что Патриарх Кирилл говорит свои проповеди более современным языком, нежели это делал Патриарх Алексий II. Неслучайно «Слово пастыря» всегда смотрели не только люди церковные, но и многие из тех, кто даже не может пока еще уверенно назвать себя православным. То есть его проповеди привлекали и привлекают внимание самых разных людей, что не в последнюю очередь зависит от умения обращаться к современному человеку и быть им услышанным.
Читайте также:
Прот. Владимир Вигилянский: Проблема текста и контекста
Роман Лункин: Общество хочет слышать то, что Патриарх назвал Божьей правдой