Так кто же такой этот Клаус Кеннет? Он объездил весь мир, двадцать раз был на грани жизни и смерти, играл в рок-группе, грабил магазины, снимался обнаженным для бульварных изданий. Клаус Кеннет шесть часов наблюдал, как влюбленная в него девушка умирает от передозировки таблеток, не пытаясь ей помочь. А потом он просто женился на ней.
Перед ним извинялся сам Папа Римский, а Мать Терезу он пытался обратить в индуизм. Клаус Кеннет жил в буддийских монастырях, был индуистским гуру, практиковал оккультизм вместе с индейцами в Центральной Америке, но закончил свои духовные поиски неординарный немец в православном христианстве, о чем написал шокирующую книгу, ставшую международным бестселлером.
Сегодня я побеседую с Клаусом Кеннетом, автором издания, которое в России получило название «2 000 000 километров до любви. Одиссея грешника».
— Мистер Кеннет, зачем вы написали свою книгу? Это миссия? Личная психотерапия? Возможность прославиться? Кто ваш читатель?
— После моего обращения в христианство, я принимал участие в одном мероприятии в Лозанне. Организаторы попросили меня выйти на сцену и рассказать аудитории в несколько тысяч человек свою историю. На этой встрече присутствовал журналист одной из крупнейших радиостанций Европы. Он был настолько ошеломлен услышанным, что попросил меня об интервью. Мы договаривались о 30 минутах, но в итоге трансляция этой беседы превратилась в сериал, который шел на радио 3 недели. После наших эфиров на радиостанцию пришло более 600 писем от слушателей.
Меня попросили записать свою историю. Она вылилась в книгу из 260 страниц. Но архимандрит Софроний (Сахаров) не благословил ее издание. В этом рассказе я скорее «прославлял» мои старые приключения, нежели говорил о Христе. Мне пришлось переписать все заново, оценив свой путь с позиций зрелого человека. На это у меня ушло более 15 лет! Помните, даже святой Павел должен был «расти» 14 лет, прежде чем начать проповедовать. В этом наше отличие от протестантов: они часто пишут историю своего обращения слишком рано. Такие рассказы могут быть интересными, но в них нет пользы для читателя. Итак, книга появилась 18 лет спустя, в 2000 году.
Моя история быстро нашла своих читателей. Прочитав ее, кто-то смог снова нащупать свой путь ко Христу. Люди вдохновлялись верой, возвращались в Церковь, «исцелялись». Она начала свое путешествие по городам и странам, ее перевели на многие языки. Я до сих пор получаю замечательные сообщения из Афганистана, Непала, Индонезии, Кореи, Аляски и Южной Америки.
Так что никакой личной терапии не было. Почему? Потому что в тот момент, когда Христос вошел в мое сердце, я полностью и на 100% исцелился! Сейчас я занимаюсь «психотерапией» людей по всему миру.
Хотел ли я стать знаменитым? Конечно, нет! Но это все равно произошло со мной по Божьей благодати. Единственное, о чем я забочусь — как не возгордиться и не потерять благодать. К счастью, я нахожусь под молитвенным покровом и руководством моего духовного отца Захарии, последователя Софрония (Сахарова) из Эссекского монастыря.
Теперь вы понимаете, кто мой читатель? Это весь мир: верующие, люди разных конфессий, атеисты, хиппи, зависимые от грехов, церковные критики, провокаторы (я их люблю!) и прочие «искатели духовности».
— Вы попробовали почти все мировые религии на вкус. Вы уверены, что православие — это конечный пункт в ваших духовных поисках? Почему?
— Только потому, что я испытал на собственном опыте все другие религии, я на 100% уверен, что православие — это истинная вера. Доказательство этому — Любовь, которая растет в моем сердце день ото дня. Все религии — это «опиум для народа» (правы были Фейербах, Маркс, Ницше), но православие — это не «религия», а откровение. Религия спрашивает: «Бог, где Ты?» А ортодоксальное христианство — это, наоборот, ответ свыше: «Вот Я здесь!»
Когда ваше сердце соприкасается с настоящей Любовью, вы четко осознаете, что истина находится в православии. Люди, которые не чувствуют этого, никогда не встречали настоящего православия, но сталкивались лишь с неким его суррогатом. Это очень грустно. Это все равно, что предпочесть золоту латунь.
— Вам никогда не казалось, что ваш образ, который вы описываете в книге, несмотря на всю его трагичность, очень привлекателен для многих, в том числе и молодых людей. Кто-то может захотеть так же — сначала прожить веселую и красочную жизнь, а потом в зрелом возрасте прийти в церковь? Ваши слова о том, что вам все это время не хватало любви, для человека неверующего звучат неубедительно…
— Святой Павел говорит: «Будем ли мы все грешить, чтобы испытать Божие прощение и любовь» (вольное истолкование). Конечно, нет! Это мой ответ! Как мне известно, молодежь больше не ходит в церковь, особенно в Греции. Они выбирают вечеринки, наркотики и другие развлечения. Это данность сегодня. Почему они не приходят? Потому, что они не видят здесь «выгоды» для своей собственной жизни. Духовенству пора задуматься о том, что происходит, чтобы не «упустить» молодежь.
На самом деле Церковь дает много благ для верующих. Если я встречаю атеистов среди молодых людей, то именно это я и пытаюсь показать им. Смысл в том, чтобы помочь им понять, что они в действительности ищут в пагубных привычках, и заполнить этот вакуум любовью и мудростью, которые есть в нашей Церкви.
— Мистер Кеннет, читатели многое узнали о вашей жизни до православия из книги. Расскажите немного о вашей семье, чем вы живете сейчас?
— Моя жизнь сегодня — это постоянные путешествия по Европе и США, во время которых я встречаюсь с людьми и отвечаю на многочисленные вопросы о моей книге на ТВ, радио, в СМИ. Меня поддерживает регулярная молитва в течение дня, без нее у меня не было бы сил и энергии заниматься своей деятельностью.
Мою жену зовут Никица, она родом из Черногории. Супруга — мой «дар свыше». Рядом с ней я становлюсь простым «домохозяином», люблю готовить, с удовольствием делаю работу по дому, в то время как она трудится в качестве физиотерапевта. Мы познакомились с ней на одной встрече в Лозанне. Для меня этот город особенный: там я впервые «встретил Христа», а позже — отца Софрония (Сахарова), мать Терезу и других важных людей. Никица просто посмотрела мне в глаза, и с той самой секунды я потерялся во времени и пространстве. И я все еще влюблен, как и 20 лет назад. Божия любовь к нам безгранична!
— В вашей книге вы очень тепло отзываетесь о Матери Терезе. Когда вы были в духовных блужданиях, вы пытались обратить Мать Терезу в индуизм. Если бы вы встретили ее сегодня, вы бы попытались рассказать ей о православии?
— Конечно, я бы поговорил с ней о православии! Я знаю, она бы выслушала меня. Исходя из моего личного опыта, могу сказать, что она всегда была «немного ортодоксальна»: вела молитвенную жизнь, находилась в постоянном богообщении и покаянии. Она любила Христа всем сердцем.
— Испытав разные религии, вы пришли к православию как к истине. Вне православия нет «спасения»? То есть Мать Тереза не «спасется»?
— Библия дает ответ на этот вопрос. Мы не должны судить или осуждать других людей за их веру. Люди не виноваты, что родились «не в том» месте. Писание говорит: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения». Бог есть любовь. Думаю, мы весьма удивимся, когда встретим в раю людей, которых там увидеть не ожидали, и не увидим там тех, в ком были уверены. К счастью, я не Бог. Я оставляю это на Его усмотрение. «Благоразумный разбойник» раскаялся в самую последнюю секунду своей жизни на кресте. «Ныне же будешь со Мною в раю» — ответил ему Иисус. Остерегайтесь судить поверхностно.
— Вы являетесь православным человеком в западном мире. Говорят, что русское православие отличается от западного христианства бóльшим формализмом и любовью к внешним проявлениям веры. Вы замечали нечто подобное? Что вас шокирует, удивляет в русском православии? В России?
— Православие западному миру совершенно неизвестно. К сожалению. Моя задача рассказать о нем «жертвам Ватикана» здесь, на Западе. У людей накопилось много предрассудков. Я стараюсь показать, что «формализм» этот имеет смысл и действительную традицию. Святая Литургия — это «совершенство», это наше выражение благодарности Христу. Мы не можем винить тех, кто этого не понимает, но мы можем винить себя за то, что мы не смогли объяснить это другим.
Люди, которые являются образцом живой веры, как святой отец Софроний, наглядно демонстрируют слова Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Святой Силуан тоже не был преподавателем в высшей школе, и все же он учил весь мир своей жизнью.
Если что-то меня как-то «беспокоит» в Русской Церкви, так это связь с государством. Я верю в слова Христа: «Царство Мое не от мира сего».
Поэтому мы должны прежде всего заботиться о своих душах, а не искать новые источники влияния и власти. Мы можем лишь молиться о том, чтобы ваш президент, господин Путин, являл своей персоной образ подлинного православного христианина.
— В одном интервью вы сказали, что, когда придет антихрист, это будет некий гибрид американского президента и Папы Римского. Сегодня на Западе часто демонизируют образ России и российского президента. Что вы думаете о господине Путине и о России сегодняшнего дня?
— Россия всегда была православной страной, ее вера пережила даже коммунистические гонения, потому что эта вера от сердца, а не от головы, как в римском католицизме. Запад действительно уже тысячу лет является «жертвой Ватикана». Привести людей от схоластического богословия к истинному опыту ощущения Христа очень сложно. Но только с таким устроением мы сможем распознать антихриста. Наш мозг нам в этом не поможет. Демонизация России и ее президента — лишь следствие слепоты Запада. Господина Путина, конечно, не стоит демонизировать, но я одобряю далеко не все его действия. А кто совершенен, кроме Христа? Может, мне стоит иногда давать ему советы… Ха-ха.
— Вы часто очень смело говорите о Христе и о Его присутствии в вашей жизни. Где грань между личными взаимоотношениями человека с Богом и тем состоянием, которое в Православной Церкви называют «прелестью»?
— Без личных взаимоотношений со Христом ничего не произойдет в вашей жизни. Как говорит сам Христос: «без Меня не можете творить ничего».
Я встречал людей, у которых в гостиной висела сотня икон, но они не могли простить своих соседей. Вы можете ходить в церковь каждый день, как моя мать, но не иметь мира в душе.
Вера — это не Библия, не литургия, не проповеди, не традиция и не культура. Только личные отношения с вашим Другом — Христом смогут направить вас Святым Духом, чтобы спасти. Это именно то, чего мне не хватало в индуизме и буддизме: Бога как Личности. Лишь одно учительство и фантазии.
— У вас такой богатый опыт духовных поисков. Вы никогда не ощущали, что этот багаж в виде многолетнего пребывания в других религиях влияет на ваше понимание православия, делает его специфическим?
— Нет, честно. Помню, отец Софроний однажды сказал мне, как сильно он сожалеет о «потерянных» годах, проведенных им в йоге и трансцендентальной медитации. Я уверен, что, несмотря на мой прежний опыт, теперь я по-настоящему в православии.
Я стараюсь не терять ни секунды, созидая свою веру. Мне скоро 74 года… Позвольте мне спешить! В монастыре отца Софрония в Эссексе часто шутят, говоря: «Мы все русские, мы торопимся целый день». Они знают, что время тратить нельзя. Поэтому позвольте мне успеть принести мои дары от Христа и в Россию тоже.
— Кто еще из выдающихся православных людей оказал на вас влияние, кроме архимандрита Софрония? Кому вы благодарны?
— Святой Николай (Велимирович) Сербский очень близок мне по духу. Духовно я «встречался» с ним в Сербии, когда беседовал с людьми в Вальево, местечке, откуда он родом, и в Свято-Тихоновской семинарии в Пенсильвании (США), где святой Николай служил директором. После его «Охридского пролога» многие святые стали для меня настоящими «духовными друзьями».
На меня оказали влияние труды отца Иустина Поповича, а также встреча со святым Василием Острожским, благодаря которому у меня завязалась близкая дружба с архимандритом Амфилохием, его последователем из Черногории. Я очень благодарен епископу Антонию Сурожскому (Блуму), который когда-то физически исцелил меня от болей в спине.
— Если бы вы встретили себя двадцатилетнего, что бы вы себе сказали? От чего попытались уберечь?
— Я бы сначала очень внимательно выслушал то, что «молодой Клаус» хочет сказать мне. Я попытался бы открыть свое сердце «страдающему Клаусу», без назиданий и советов, а просто находясь рядом с ним. Я хотел бы показать ему свою любовь и уважение, не за то, что он делает, а за то, кем он является на самом деле. Христос любит грешника, но не грех.
Для того чтобы «защитить себя», я бы обратился к людям, которые обладают истинной Любовью. Системы, учреждения, обряды, правила, церковь, которая представляет из себя лишь «клуб из духовенства», где все равнодушны другу к другу, в таком случае бесполезны, они не помогут. Только истинная любовь способна проникнуть в сердце грешного человека, чтобы поднять его на бунт против своего падшего естества. Если бы любящий человек привел меня в церковь, я бы доверился ему и последовал за ним.
— В книге вы рассказываете, что ваша первая жена, ваш добрый друг — Урсула, стала одним из первых людей, кто проповедал вам Христа. Как сложилась ее судьба? Она пришла к православию или осталась в протестантизме?
— Я встречался с Урсулой буквально несколько дней назад. Мы говорили сегодня утром по телефону. Урсула стала монахиней в монастыре отца Софрония. Она пришла в православие задолго до меня и помогла прийти мне. В моей жизни есть четыре величайших Божьих дара — сам Христос, мать Тереза, отец Софроний и Урсула. У нее теперь новое имя, но ради ее уединения я не хочу его публиковать. Она очень больна уже много лет, и читатели могут помолиться за ее здоровье.
— Что бы вы хотели сказать/пожелать вашим российским читателям?
— Позвольте мне встретиться с вами и поговорить! Вы сможете проверить, насколько я искренен. Даже если мы не встретимся лично, то я умоляю вас: если вы хотите обрести истинный мир в душе и разрешить свои сомнения, делайте как я, позвольте себе быть любопытными! Рискните! Пусть Господь посетит вас любым возможным способом. Попросите Его войти в вашу жизнь, ваш разум, ваше сердце, вашу душу! И я гарантирую — это произойдет!