О смысле и значении величайшего для всех христиан события размышляет священник Константин Камышанов.
Слово «Пасха» происходит от еврейского «пейсах» — праздника иудеев, установленного в память избавления от египетского плена. Сопоставляя Пейсах с Пасхой нельзя не заметить разный масштаб событий. Пасха – имеет отношение не к частному эпизоду истории отдельного народа, а к глубинному переустройству всего космоса, в который включен человек. В этом смысле слово «пейсах» является лишь только бледной тенью события, многократно его превышающего. В некотором смысле, это даже неудачное сравнение, несколько умаляющая смысл произошедшего грандиозного события вмешательства Бога в порядок мироустройства.
Само событие Боговополощения и воскресения равно по масштабу тем событиям, которые произошли при сотворении мира. Главным итогом Пасхи было сотворение Богом новой формы бытия, начавшей созидаться в акте воплощения Христа и завершившейся Его воскресением. Пасха лежит как раз посередине этого творческого акта. Эта новая форма бытия связанна с новой возможностью сосуществования человеческой и божественной природы.
В единой Божественной личности Иисуса Христа соединены две природы: Божественная и человеческая. Человек же был создан по образу и подобию Божию. Человеческая природа, отражая в себе свойства природы Божественной, призвана к саморазвитию в единению с Богом, уподоблением Ему. В Христе эта цель полностью осуществляется: Его человеческая природа уподобляется природе Божественной. В Нем происходит синтез Божественного и человеческого.
Иисус Христос — это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. Осуществленный таким образом, что не только Бог изволил и смог перейти границу миров и принять на себя человеческую природу, но сам человек, при наличии желания и любви к Богу, с Его помощью, теперь сам может сделать шаг в иное бытие.
В практическом плане итог Боговоплощения – реализованная возможность обожения человека вне Рая. В результате, человеку, существующему вне, Рая предоставлена возможность реализовать свойство, заложенное в него Богом, не в Раю, а уже на Земле. Это свойство описывается словами книги бытия:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…
Замыслу Бога о человеке помешал свободный выбор Адама в пользу греха, разрушивший прежние условия сосуществования Бога и человека.
Что стоило Богу, жалея человека, быстро откорректировать уклонившуюся природу Адама и восстановить Рай в новой версии? Стоило внести некоторые корректировки в набор ДНК, добавить какие-то безусловные рефлексы и получить…зомби. Божественный риск отпадения человека от Бога в результате свободного выбора — есть условие осуществления отношений любви между Богом и человеком. Нет свободы – нет любви. Робот любить не умеет, и он не вписывается в замысел Бога о человеке, должным быть подобным Богу.
В течении тысяч лет Господь терпеливо выращивал новую отрасль людей, понимающих, что любовь – это главное в мире. Эти люди, с Его помощью, чудесным образом сумели сохранить в себе память о любящем Боге. Они умели разговаривать с Ним, слушая Его и говоря Ему. Так продолжалось до тех пор, пока в Израиле не нашлась одна необыкновенно чистая душа Божией Матери и двенадцать апостолов. Ради этой горстки людей тысячи лет существовало все человечество.
Эти тринадцать человек смогли восстановить между собой и Богом непосредственное общение. Когда говорят о великих людях, то вспоминают Толстого, Бетховена или Эйнштейна. Все они вместе взятые хорошие и замечательные люди, но против этих тринадцати они ничто. Умение находить Истину не как предмет, а как Личность – это наиболее ценный талант для человечества. Не будь этой гениальной горстки апостолов, человечество до сих пор бы бегало с копьями и палками, переменно то колотя этими палками друг друга по голове, то копая ими землю и мало чем отличалось от зверей.
Главное, что было сообщено на Пасху двенадцати ученикам и Божией Матери – это таинство Евхаристии. Грандиозность этого таинства, не идет ни в какое сравнение с любым событием земной истории. Оно стало точкой, в которой сомкнулось небо и земля. И это событие произошло не где-нибудь, а в сердце человека. Именно такое сердце и приготавливал себе Бог в течении очень длительного времени. Апостолы стали первыми из людей, опробовавшими результат Причастия, и, восхитившись результатом, они поделились им со всем остальным миром.
Обратим еще раз внимание, Бог ждал чистых сердец.
Таким образом, евангельская история, заканчивающаяся Пасхой и Воскресением стала дополнением Шестоднева, а мы продолжаем оставаться свидетелями и участниками переформатировании мира. Лишние или поврежденные кластеры удаляются вон, целые и рабочие остаются в Книге жизни, которую пишут ангелы. Главным критерием отбора является особенное состояние сердца, способное вместить в себя Бога.
Радость на Пасху – это, прежде всего, радость о самих себе. Это не Христу, после борьбы, было открыто небо на Пасху, а нам. Бог сам хозяин неба и земли и Ему ничто и ключи Ада, и узы смерти. Празднуя Пасху, мы благодарим Бога, проломившего для нас путь сквозь смерть и Ад. В связи с этим необычным явлением Бога и прохождением Им странного и страшного пути, может сложиться ложное впечатление, что существовала сила враждебная Богу и могущая ставить Ему серьезные препоны. Это не так. Богу никто не смеет противостоять. Еще один не совсем корректный термин существует в богословии: «искупление». Бог не имеет нужды выкупать нас у врага рода человеческого. Сатана не смеет с Ним торговаться о человеке. Он трепещет одного имени Господа, одного упоминания Креста. Препоны существовали для павшей человеческой природы. Бог через Себя оставил проверенное и продемонстрированное средство их преодоления — Свой крест. Условно говоря, дал нам средство уклонения от уз врага рода человеческого и тем самым Христос, как бы, увел нас от него.
И еще одна важная деталь. Поскольку человечество оказалось раздробленным, то и восстановление полноты замысла Бога о человеке должно происходить не в частном порядке, а соборно. Таким общим телом Христа стала Церковь, в которой и восстанавливается замысел. А так как настало время взять в удел Господа уже не один народ, все человечество, то произошло черенкование иерусалимского храма, подобно тому, как размножается доброе дерево. И еще одна креатура – новый храм, в отличие от иерусалимского, стал местом более высокого уровня отношений Бога и человека.
Если в ветхозаветном храме человек приносил жертвы Богу, а Отец Небесный принимал, то в новом христианском храме произошло качественно новое событие – принесение жертвы стало взаимным. В Литургии человек и Бог одновременно приносят жертву любви. Ведь любовь – это и есть взаимное стремление, взаимное радование и жертва любви. Если раньше избранный народ владел арифметикой, то теперь стал обладать высшей математикой. Любовь по сравнению с законом – это интеграл или уравнение Шредингера по сравнению с таблицей умножения.
Итак, накануне Пасхи, человечество получило ключ в Рай. В Сионской Горнице на Землю была сведена закваска, поднявшее новое тесто. Богом были оставлены Божественные Дары, повлиявшие на фундаментальное устройство тварного мира. Эти Дары снова, как когда-то в Раю, открыли человеку Бога. Открыли таким образом, что человек смог напрямую принять Бога в свою душу, а Бог смог, по желанию человека, войти в нее. Более того, если раньше Пасха бала одним днем и несколько дней попразднества, то теперь события, произошедшие в Сионской Горнице – преломление хлеба, и причастие стало событием ежедневным. Пасхальный пир, возвращающемуся блудному сыну, Господь устраивает ежедневно. Также ежедневно мы, его нынешние ученики, мы можем возлежать с Ним и иметь с Ним часть от божественных щедрот, чего раньше не только не было, но и о чем нельзя даже было подумать. Пасха растянулась на все дни года и дни нашей жизни.
Пасха, это менее всего память об исходе Израиля из Египта. Она день памяти нашего божественного родства. В этот день душа должна трепетать, осознавая то, что она сотворена так, что причастна Божеству. Задумаемся над тем, что мы есть Божественное творение и сами причастны Божественной природе. Мы – часть семьи Троицы. Наше сердце – это маленький дом, в котором может обитать Сам Святой Дух. Как это трепетно для сердца:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас
Сегодня вместо имени Адама мы можем подставить наши имена. Сегодня двери Рая приоткрыты доброй душе уже на земле. Здесь и сейчас. Люди Рая живут среди нас, а мы рядом с ними и это повод задуматься: а почему мы сами не входим в Рай? Пасхальная радость, горение сердца в эту святую ночь – лишь тень радости ради которой мы созданы. Мы, христиане, на Земле как иностранцы. Наша жизнь лишь только командировка с особенным Божиим поручением. Нас ждет наш настоящий небесный дом, подаренный нам Самим Богом и вечная Пасха.
Можно сказать еще раз, что крестившись и уверовав, мы совершенно убедились в том, что Иисус Христос — это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. А проще и веселее:
— Христос воскресе!
— Воистину воскресе!