«Ключи ко всем тайнам». Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета
Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета, данное редакции сайта www.church.by в преддверии Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви.
— Ваше Высокопреосвященство, с какими мыслями, с каким настроением Вы отправляетесь в Москву на Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви?
— В первую очередь, с молитвой, которая звучит в предсоборный период и будет возноситься во время богослужений во всех храмах Матери-Церкви вплоть до окончания Поместного Собора.
В этой молитве я, как и каждый православный христианин, вместе со всем нашим клиром и паствой, со всеми монашествующими и со священноначалием просим о том, чтобы Господь подал каждому из нас дух премудрости, разума и благочестия, чтобы силой Божией мы были ограждены от искушений, соблазнов и разделений. И все это ради того, чтобы в любви и единомыслии совершить избрание Первосвятителя нашей Церкви.
Мысли мои направлены на то, какой путь определит избранный Патриарх для Московского Патриархата в предстоящий период. С надеждой размышляю о том, что Своим выбором Господь укажет всем нам, какой должна быть Его Церковь в нынешнее время, на предстоящем этапе жизни.
Вспоминая историю выборов Патриарха Московского и всея Руси в ХХ столетии, мы видим, что характеры и склад личности, жизненные пути и образы действий Святейших Патриархов Тихона и Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II были различны. Это совершенно понятно, потому что нет двух одинаковых людей, каждый — неповторим.
Но вместе с тем нельзя не заметить, что, став Патриархом, все они обретали некие общие черты. Ведь Патриарх — это не должность, на которую избирается один из сонма архиереев. Предстоятель Церкви — это кормчий церковного ковчега, на которого Господь возлагает тяжкий крест ответственности за всю Поместную Церковь. И здесь все личное, все личностное, что может осложнить следование этому высшему предназначению, должно уходить в сторону, должно быть подчинено несению креста Патриаршего служения.
Способствовать этому может только молитва. И потому образ молитвенника, то есть человека, который спокоен и сосредоточен, не суетлив и не взволнован, но тверд и исполнен сострадания и любви — любви к Богу и к людям — этот образ объединяет всех пятерых русских Патриархов ХХ века. В этом они схожи не только между собой, но и со своими святыми предшественниками.
Вспоминаю, с какой серьезной и глубокой ответственностью Святейший Патриарх Алексий II сознавал, что его святым покровителем является святитель Алексий, митрополит Московский. Святейший Алексий не образно, а вполне конкретно следовал духу служения своего небесного покровителя и одновременно — своего предшественника на Московской кафедре.
Кстати, это особая тема для размышлений и для историко-богословских исследований: насколько жития и личности святых покровителей наших Патриархов оказываются вплетенными, подобно золотым нитям, в современную жизнь Церкви и в летопись национальной истории…
— Владыка, в чем Вы видите отличие нынешних выборов Патриарха от пяти предыдущих?
— Во-первых, конечно, исторические обстоятельства избрания и служения очень различны. Во-вторых, форма голосования не была одной и той же. В-третьих, внешние — я подчеркиваю! — внешние задачи, стоявшие перед каждым Патриархом в прошлом столетии, не одинаковы.
Святейшего Патриарха Тихона избирали после двухсот лет cинодального управления Церковью, а служение его совершалось уже в условиях ожесточенной борьбы с Церковью, в смуте гражданской войны и террора, в который погружалась страна.
Избрание Патриарха Тихона совершалось по жребию. Из трех карточек с именами видных архиереев рука старца-монаха по вдохновению Божию взята ту, на которой было начертано имя святителя Тихона. Сегодня мы видим и сознаем, что это было прямое действие Духа Святого.
Патриарх Сергий был избран тайным голосованием. Патриархов Алексия I и Пимена избрали открытым голосованием: когда каждый правящий архиерей всех весьма немногочисленных в те годы епархий вставал и свидетельствовал, кого избирает он вместе со своим клиром, монашествующими и паствой.
Патриарха Алексия II избирали тайным голосованием.
Ныне Священный Синод сделал свое предложение Архиерейскому Собору по форме голосования, но окончательное решение будет принято непосредственно участниками Архиерейского Собора, который представит Поместному Собору кандидатов для голосования.
Важная отличительная черта нынешних выборов Предстоятеля Русской Православной Церкви состоит в том, что в них участвует в лице своих представителей на Поместном Соборе вся православная русская диаспора, которая рассеяна по всему лицу земли. И я всем сердцем надеюсь и верю, что работа предстоящего Поместного Собора станет еще одним выражением, еще одной гранью чуда, которое совершил Господь: чуда объединения Русской Церкви — Московского Патриархата и Церкви Зарубежной.
Молю Бога, чтобы великий дар единства, которое с Божией помощью Русская Православная Церковь обрела своим страданием и тяжким трудом, своим терпением и любовью, своим взаимным покаянием и примирением, — чтобы этот дар единства был не просто сохранен, но широко распространен на всех пределах Святой Руси и во всех местах, где живут и трудятся, молятся и совершают свое служение священноначалие, клир, монашествующие и все верные чада Матери-Церкви. Такой завет оставили нам Патриарх Алексий II и Высокопреосвященный митрополит Лавр, и перед лицом их вечной памяти мы должны словом и делом оставаться верны делу единения в любви к Богу, к Церкви и к людям.
Стояние в единстве на всех уровнях, от семейного и приходского до епархиального и общецерковного, общественного и общенационального: в этом мне видится то «единое на потребу», что необходимо для Церкви, народа и государства.
— Ваше Высокопреосвященство! А каким Вы видите следующего Патриарха Московского и всея Руси?
— Хотелось бы ответить словами Писания. Апостол Павел говорит в одном из своих Посланий: «…Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи» (Ев. 7:28). Но высота и святость служения возвышают первосвященника над этими немощами. Каждый избранный Патриарх укрепляется и руководится Самим Богом — Единственным Главой и Основателем Церкви. И потому на Патриарха возлагается особый крест — более других стремиться подражать Христу Спасителю — Тому, Кто есть «священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Ев. 8:2).
Поэтому всевозможные пересуды и гадания об избрании кандидатов и о вероятных исходах выборов Патриарха пусты и легковесны, как пыль, вздымаемая ветром. Все — в руке Божией. И всем нам следует учиться не только по книгам мира сего, но по Евангелию, по Священному Писанию и по Церковному Преданию. Здесь — ключи ко всем тайнам времен и народов, здесь — премудрость и истина, здесь — откровение о судьбах истории.
20 января 2009 года
Минск