— Интересная книжка
— А про кого?
— Про улитку. Она рассказала остальным, как спастись. Но ее забыли и она взорвалась.
— Грустная сказка?
— Нет. Мне понравилась.
— А она тебе… Ничего не напоминает?
— Напоминает. Про Христа. Он также за нас погиб. Поэтому и не грустная.
Вот так мы обсудили с восьмилетним сыном книжку Натальи Ключаревой «Король улиток», которая вышла в серии «Настя и Никита» издательского дома «Фома». Потом он прочел еще «Тайну старого сундука» Натальи Щербы из той же серии. «Ничего, — хмыкнул. — Поучительная. Про дружбу».
Заслужить благосклонную реакцию младшего школьника художественной книге сегодня довольно трудно: слишком много конкурентов – мультфильмы и фильмы, комиксы, журналы, разного рода энциклопедии и словари, в которых информация тоже преподносится клиповым образом, ярко и сжато. Может быть, в этом есть и преимущество: дети учатся структурировать знания, выделять главное, кратко формулировать мысли.
Но никакой, даже распрекрасно иллюстрированный комикс или энциклопедия не пробудит в ребенке желание осмысливать свое бытие, осознавать себя в мире, оценивать добро и зло. Никакой, даже самый лучший и добрый фильм, не разовьет воображение. Это может сделать только настоящая художественная книга, пусть даже и маленькая.
Сегодня много говорится о проблемах с детской литературой: и родители, мол, стали меньше читать вслух, и авторов новых мало, в основном они переводные, чуждые нашему менталитету, да и качество перевода оставляет желать лучшего, и количественный перекос в сторону изданий для дошкольного возраста.
Наверное, многие из этих тезисов справедливы. Но, на мой взгляд, эти проблемы – одно из следствий системного мировоззренческого кризиса, в котором находятся сегодня и культура, и общество. При этом дети из читающих семей всегда находят, что бы им почитать.
Читают и хорошо известных классических авторов, и тех, которые вернулись к нам после долгих лет забвения (например, Чарскую), и новых детских и подростковых писателей, и на взрослые книги замахиваются – всё, как всегда. Ассортимент детских отделов книжных магазинов довольно широк. Стоит скорее вопрос ориентации в этом море книг, навигации по магазинным полкам. И здесь может выручить серийность. Принадлежность книги к знакомой серии – своеобразный знак качества.
Редакция «Фомы» здесь сделала верный шаг, объединив книги в одну серию, куда входят разные по жанрам произведения – и сказки, и реалистические рассказы, и биографии, и притчи, и жития святых. При этом дети чувствуют, что все эти книги имеют что-то общее, построены на одном фундаменте. И фундамент этот – христианский взгляд на мир.
Прочитав хотя бы несколько книг серии «Настя и Никита», ребенок не получает готовые ответы на свои, пусть даже еще и не артикулированные, вопросы. Он получает большее – приглашение размышлять и самостоятельно находить эти ответы и задавать следующие вопросы, универсальный мировоззренческий ключик.
Проект «Настя и Никита» создан на стыке периодики и книжного дела. В принципе его можно считать и журналом – детским приложением к «Фоме». Дело в том, что книги объединяет не только обложка, но и сквозные персонажи – брат с сестрой Настя и Никита, краткий рассказ о жизни которых предваряет каждую историю, а их впечатления о прочитанном выступают эпилогом. Желание узнать еще о Насте и Никите, прочитать очередную историю вместе с ними заставляет детей ждать каждого следующего выпуска серии.
Некоторые сложности с доставкой читателю у «Насти и Никиты» все же есть. Распространители сетуют, что эстетические эксперименты оформителей серии идут вразрез с требованиями рынка. Формат «Насти и Никиты» неудобен для упаковки и рассылки в регионы, кроме того книги трудно выставить на полки в магазинах – можно только выложить на «хит-столах». Думаю, следующий логичный шаг редакции серии – объединять несколько выпусков «Насти и Никиты» под одной твердой обложкой, и тогда появится возможность удовлетворить всем требованиям и читателей, и продавцов.
Размышляя о возможном развитии проекта, хочется пожелать, чтобы у серии возник свой хороший детский сайт, который не только представлял бы «Настю и Никиту» в Интернете, но и дал маленьким пользователям возможность придти в гости к героям книги, познакомиться друг с другом и с авторами понравившихся сказок.
Читайте также: