Кофе с сестрой Вассой: Иоаким и Анна, или Чему нас учат страдания?
Здравствуйте, я – сестра Васса и я очень рада снова приветствовать всех вас из Вены, Австрии. На этот раз – при гораздо более благоприятных обстоятельствах.
Если вы смотрели наше шоу на прошлой неделе, то знаете, что наш модельер Анка и ее малыш Френсис были похищены. И мы провели много бессонных часов на прошлой неделе в надеждах и молитвах, надеясь, что похититель Силкворт будет пойман до того, как он причинит вред Анке или ребенку.
Те, кто живет в Австрии, уже знают из местных новостей: Анка и ребенок в безопасности. И это произошло благодаря вовсе не полиции, но благодаря нашему Эмилиосу.
Да. Помните, я упомянула на прошлой неделе, что он вскочил на свой мотоцикл и отправился в погоню за похитителем, когда произошло это ужасное событие. И все время Эмилиос держался на дистанции, чтобы похититель не знал, что его преследуют.
И спустя много часов дороги, когда похититель остановился переночевать у отдаленного перекрестка, Эмилиос неожиданно появился перед ним, поборол, связал и привез в полицию. Не могу подобрать слов, чтобы выразить нашу радость и облегчение, когда Эмилиос вошел в эту дверь. В одной руке он держал малыша Френсиса, а за другую его руку держалась Анка.
Знаете… Подойдите поближе, я должна сказать это тихо, чтобы меня слышали только мои зрители: я думаю, что эта история сблизила их, потому что с тех пор они неразлучны. Так что посмотрим, что будет дальше с этой парой. Но я не хочу, чтобы моя команда слышала, что я опять сплетничаю.
Но я также должна вам рассказать кое-что еще. На следующей неделе я полечу в Нью-Йорк, поскольку я буду выступать в монастыре Нью Скит 9 августа. И хотя мне очень не хочется снова вас оставлять, нам придется сделать паузу. После Нью-Йорка я должна ненадолго отправиться во Францию по секретному делу. Поэтому я точно не знаю, когда я вернусь. Я просто хотела предупредить вас о том, что уеду.
Сегодня мы поговорим о родителях Марии, Божьей Матери – святом Иоакиме и его супруге Анне, чье успение отмечается 25 июля.
Святые Иоаким и Анна
Мы знаем о святых Иоакиме и Анне не из Нового Завета, а из апокрифических текстов, таких как Протоевангелие от Иакова. Слово «апокрифический» означает «туманный» или «скрытый» и относится к текстам, которые были исключены из общественного пользования Церковью и считаются не каноничными, поскольку их содержание не полностью соответствует принятому учению Церкви. Тем не менее, хотя апокрифические тексты не принимаются в целом, некоторые их части, как история Иоакима и Анны, полезны и считаются аутентичной частью традиции.
Согласно Протоевангелию Иакова, Иоаким был благочестивым и богатым евреем, жившим в Назарете, регулярно подававшим милостыню бедным и приносившим пожертвования в синагогу. Святая Анна, которая тоже была очень благочестивой женщиной на протяжении всей своей жизни, родилась в Вифлееме и перебралась в Назарет, выйдя замуж за Иоакима. Имя «Анна» или «Ханна» на иврите означает «благодать».
Хотя пара была очень благочестивой и богатой, Иоаким и Анна не пользовались уважением в еврейском сообществе, потому что у них не было детей. Часто на них косо смотрели, поскольку бездетность считалась признаком недовольства Бога. Даже после 50 лет их брака и постоянных молитв, чтобы Бог даровал им детей, детей у них все еще не было.
Для них это стало особенно болезненно и трудно, когда они перебрались в Иерусалим. Иоаким принес жертву в Храме, но его жертва была отвергнута первосвященником. Первосвященник объяснил свои действия тем, что жертва бездетного человека нежелательна в Храме.
Анна и Иоаким, пристыженные и глубоко огорченные этими словами, принялись поститься и молиться в своем преклонном возрасте. Он ушел в пустыню, а она молилась в своем саду. После долгих молитв перед каждым из них предстал архангел Гавриил и пообещал им ребенка.
Когда Иоаким вернулся в Иерусалим, Анна встретила его у ворот, и они обняли друг друга, как вы видите на этой иконе. Они вернулись домой и зачали ребенка – Марию, благословенную среди женщин. И они обещали посвятить ее Господу.
Когда Марии исполнилось три года, они отнесли ее на воспитание в Храм. Несколько лет родители навещали ее там, пока не умерли. Вначале умер святой Иоаким, а через пару лет после этого – Анна.
Мысль сегодняшнего дня
Святые Иоаким и Анна испытали публичное унижение. То, что мы сегодня назвали бы дискриминацией. За то, что они были бессильны изменить в своей жизни. Но, несмотря на страдания, которые они выносили долгие годы, они продолжали быть благочестивыми и милостивыми. То есть они оставались крепки в своей вере, а также они продолжали любить друг друга и других людей.
Мы тоже можем испытать унижение – большое или маленькое, время от времени или даже постоянно – за что-то, что мы не в состоянии изменить.
Мы можем испытывать подобное лично или в браке. Например, потеря работы и длительный период безработицы. Или, например, наши родители бедны, и у нас нет таких вещей и такой одежды, какие есть у других детей. И, возможно, другие дети потешаются над нами, потому что мы не слишком круто выглядим.
Или, например, мы живем в обществе, которое дискриминирует нас за цвет нашей кожи. Или, например, мы родились с физическим недостатком, и люди относятся к нам по-другому, чем к остальным. Или, например, мы одиноки, а все наши друзья женаты или замужем, а мы хотели бы встретить кого-то, но этого никак не случается.
В результате мы постоянно чувствуем себя покинутыми. Или, например, мы – женщины, и живем в обществе, где люди относятся к женщинам как к детям или считают их нечистыми. Или, например, мы не слишком красивы, у нас все лицо в веснушках, и люди к нам как-то не так относятся, а мы чувствуем себя неполноценными. Или, например, люди считают, что мы странные, потому что мы – канадцы.
О чем бы ни шла речь, велико ли, мало ли унижение, наши страдания могут привести нас в состояние горечи, озлобленности и неблагодарности к Богу и другим людям. Также подобное может привести к жалости к самому себе, или к ненависти к самому себе, или к осознанному уединению. Потому что мы не можем понять и принять, как Бог может допустить то, что мы оказались в подобном положении.
Но мы можем сделать другой выбор и взглянуть на ситуацию в ином свете. И перерасти страдания, как сделали Анна и Иоаким.
Потому что за каждым страданием лежит возможность роста. Мы можем научиться сострадать другим людям, через наше собственное страдание. Мы можем научиться быть благодарными за мелочи, которые мы не замечали раньше.
Также мы можем углубить наше самопознание и увеличить в себе способность радоваться. Также мы можем расти в нашей вере и в стойкости, как пишет апостол Павел: «…мы знаем, что страдания дают терпение; терпение – опыт; а опыт – надежду. А надежда не дает нам устыдиться, потому что Божественная любовь изливается в наши сердца через Святого Духа, дарованного нам» (Послание к римлянам, 5:3–5).
Святой Павел написал эти слова, исходя из собственного опыта, поскольку он, как Иоаким и Анна, и как все верующие люди вчера и сегодня, испытал страдания в разных формах. И среди них – унижение, которое укрепило их, открыло их сердца дарам Святого Духа.
Поэтому какие страдания мы бы не испытывали сегодня, давайте помнить о возможностях, скрытых в любом тяжелом опыте. А также давайте помнить, что мы не одиноки.
На сегодня все, дамы и господа! Спасибо.
Перевод Алены Гаспарян