Кофе с сестрой Вассой: Масленица и Страшный суд
Привет! Я сестра Васса, и я буду пить кофе, здесь в Вене, в Австралии, перед тем, как идти сегодня на работу. Да, конечно, я имела в виду Австрия, а не Австралия. Просто хотела проверить, достаточно ли вы внимательны. Притом мне надоело всё время повторять одно и то же.
Погода сейчас, здесь, в Вене, в этот переходный период, между зимой и весной, непостоянная. Кажется, что постоянно идет дождь. В самом деле, даже в солнечные дни вдруг неожиданно начинается дождь. Очень странно. Вы видели такое? Когда в солнечный день идет дождь?
Эта неделя по византийскому литургическому календарю последняя перед началом Великого поста — длительного периода поста перед самым важным из всех праздников — Пасхой, Воскресением Христовым. Это воскресенье, за неделю до начала Великого поста, называется Мясопустная Неделя, потому, что мясо мы едим последний раз перед Пасхой, в то время, как молочные продукты и рыбу по-прежнему есть можно. Эта последняя неделя перед Постом, называется Седмица сырная или, по-русски, «Масленица».
На латинском Западе существует аналогичная традиция прощания с мясом, праздничное время непосредственно перед Великим постом называется «Карнавал», название происходит от слов «сarne» (мясо) и «vale» (прощание), в поздней латыни означавшее»прощание с мясом». В это время люди наряжаются в яркие наряды, символизируя этим изменение себя и своей обычной, повседневной жизни и вступление в новый образ жизни периода Великого поста.
В обеих традициях, восточной и западной, так или иначе, мы вступаем в переходный период, постепенно направляя наши мысли и сердца к особому времени, ведущему к Пасхе. В это воскресенье, согласно византийской традиции, мы обращаемся к не очень популярной теме, к теме Страшного суда. Молитвы из книги под названием «Триодь», которую я показывала вам на прошлой неделе, которые мы сейчас поем в церкви, все говорят о Последнем Суде, когда Христос придет во славе, и будет судить каждого из нас за то хорошее и плохое, что мы сделали в этой жизни.
Итак, эта тема, вероятно — наименее популярная часть христианского учения, если бы все аспекты христианского учения были бы почему-то распределены по популярности. Но я покажу вам сегодня, если вы останетесь со мной до самого конца этого видео, что как ни удивительно, эта тема, которая кажется сначала такой страшной, на самом деле освобождающая и вдохновляющая. Поэтому, пожалуйста, дождитесь вдохновляющей части, которая будет вам понятна только в конце.
Вот как Сам Христос описывает Судный день в Евангелии от Матфея (Мф. 25:21–36):
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: „придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня; наг, и одели Меня; болен был, и посетили Меня; в тюрьме был, и пришли ко Мне“.
Тогда ответят Ему праведные: „Господи, когда мы Тебя видели голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным, или в тюрьме, и пришли к Тебе?“ И ответит им Царь: „истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали“.
Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня“. И тогда, эти люди так-же спросят Его: когда мы видели Тебя в таком состоянии? Тогда Он ответит им: не сделав для одного из этих меньших, моей семье, вы и для Меня не сделали».
И наконец, Иисус заканчивается это описание, говоря (Мф 25:46):
«И пойдут эти в муку вечную, праведные же в жизнь вечную».
Теперь, одно замечание, два очевидных момента этого решения или судебного разбирательства, описанного Христом. Первое — что Христос, Царь, является Судьей. И, второе, то, что Его интересует, как мы относились друг к другу, особенно в трудные времена. Сегодня я буду размышлять о первом из них — о том, что суд принадлежит Богу.
Песнопения и молитвы из Триоди для этого воскресенья о Страшном суде постоянно говорят о страхе перед Божьим судом. В песнопении под названием «кондак», мы поем, например: «Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою, весь мир затрепещет…» В сущности, мы призваны бояться суда Божия, и это может показаться не слишком заманчивым предложением для нас, потому что страх — не очень популярное переживание.
Многие из нас говорят: Бог есть любовь! Почему я должен бояться Его Суда? Мы склонны сопротивляться этому представлению. Однако, по иронии судьбы, мы готовы принять другой тип страха — страх перед оценкой или мнением других людей. Мы позволяем себе попадать под влияние этого страха и в незначительных, и в серьезных аспектах.
Некоторые из нас выбирают профессию, чтобы угодить или впечатлить кого-то другого. Некоторые из нас постоянно сидят на диете, чтобы выглядеть стройными перед совершенно посторонними людьми на пляже. Если мы все еще ходим в школу, возможно, мы общаемся с популярными детьми, даже если они нам не нравятся или плохо к нам относятся, лишь бы все думали, какие мы классные…
Действительно, с самого раннего возраста, мы почти инстинктивно боимся суда. Дело в том, что страх суда заложен в каждом из нас, и это хорошо, когда он направлен в нужное русло. Вы можете назвать это «внутренним голосом», или вашей совестью. Это мощная, Богом данная добродетель. Современная наука в целом определяет страх как развивающее чувство, потому что оно защищает нас от вреда и стимулирует нас становиться лучше.
Голос Бога внутри нас, судя наши действия, не стремится обидеть или унизить нас, что зачастую делает мнение других людей. Потому что только Он — Совершенный и Праведный Судья. Его праведный голос призывает нас расти по Его образу и подобию. Прислушиваться к этому внутреннему голосу, к Божьему суду, и, да, к здоровому страху не подчинится Ему фактически освобождает нас от ложного и ущербного страха перед человеческим мнением. Потому что страх, как и любая добродетель, может быть искажен или направлен в неправильное русло, в результате чего он превращается в порок, и притом очень разрушающий.
Мы можем неправильно направлять Богом данное чувство страха вплоть до того, что человеческие мнения будут заглушать голос Бога в нас. Мы можем также заглушить голос Бога в нас своими собственными суждениями. Мы можем неправильно использовать нашу ограниченную возможность суждения, когда мы выносим решения о жизни друг друга или моральных качествах друг друга. И да, это касается и наших анонимных мнений в блогах и в интернете, за которые мы должны будем дать отчет.
Будучи субъективным или самодовольными, как фарисей, о котором мы говорили на прошлой неделе, мы совершаем основной грех гордыни; игры в Бога, Которому исключительно принадлежит право суда. И настолько важно избегать этого греха самодовольной гордости, осуждения других, что не только все эти предварительные перед Великим постом воскресенья на самом деле о смирении и уклонении от этого греха, но Иисус даже обещает нам освобождение от всех других грехов, если мы не будем судить других: «Не судите,» — Он говорит: «да не судимы будете, не осуждайте, и не будете осуждены».
В несравненных словах К. С. Льюиса, «Вот почему холодный самодовольный педант, регулярно посещающий церковь, может быть гораздо ближе к аду, чем проститутка. Но, конечно, лучше всего не быть ни тем, ни другой». Вот эта замечательная маленькая книжка «Просто христианство» К. С. Льюиса. Это хорошее чтение на Великий пост, между прочим, если вы еще не читали. Я очень рекомендую ее. Итак, пусть Бог будет Судьей. Потому что Его суд освобождает нас от наших собственных бремени и страха.
Это все на сегодня, дамы и господа! Увидимся на следующей неделе. Благодарю вас.