Главная От автора Инокиня Васса (Ларина)

Кофе с сестрой Вассой: Рождество Христово

Почему волхвы пришли поклониться Богомладенцу, а Иерусалим встревожился?
Констанинопольская, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская и Элладская православные церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря. Об этом великом празднике, волхвах и их дарах, а также о логике встревоженного Иерусалима рассуждает инокиня Васса (Ларина).

Приветствую вас. Меня зовут сестра Васса и, как обычно, я здесь в Вене, в Австрии, пью мой утренний кофе. Это наш рождественский выпуск, и я надеюсь, что вы посмотрите его, празднуя Рождество.

Мне приятно сообщить, что наша новая дизайнер, Анка из Польши, родила красивого и здорового малыша. Она назвала его Франциском, или Францишеком по-польски, потому что, как оказалось, Анка — римо-католичка и большая поклонница нового Папы.

Также хочу вам сказать, что вскоре я еду в Нью-Йорк на целых 5 недель. И нам, наверное, придется сделать перерыв на некоторое время, разве что я смогу снимать и в Нью-Йорке. Поживем — увидим…

Я получила несколько рождественских подарков от моей съемочной команды, и вот один из них — замечательная свеча ручной работы. Не знаю видно ли вам, но здесь в ней есть настоящие ромашки, и пахнет лавандой, — замечательно. Ой, простите, на самом деле эта свеча для Анки, а не для меня! Но думаю, что тут есть подарок и для меня… Ага, вот эта маленькая сумочка с косметикой Клиник! Моей любимой!

Сегодня я бы хотела поговорить о мужчинах, которые принесли первые рождественские подарки, о волхвах, известных также как «мудрецы» или Три Царя.

О рождении Христа в Вифлееме мы узнаем из двух Евангелий: от Матфея и Луки. Но только Матфей говорит нам о волхвах, или «магах» по-гречески. Евангелие ничего не говорит о том, сколько было волхвов, а традиция говорит о трех. В английском переводе Библии (King James) греческое слово «маги» перевели как «мудрецы».

Само слово «маги» происходит от древнеперсидского „магус“ и относится к касте жрецов зороастризма. В своей религии эти жрецы (или священники) обращали особое внимание на звезды и славились повсюду своим знанием астрологии.

Евангелие не приводит имен волхвов. Разные традиции дают им разные имена. Византийская традиция называет их Мельхиором, Каспаром и Бальтазаром. Сирийские христиане называют их Ларвандадом, Гушнасапом и Гормисдадом, а эфиопы и армяне дают им еще другие имена.

Евангелие от Матфея говорит о волхвах с востока, которые принесли Иисусу дары, следующее (Мф. 2:1–3): «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним».

Я не буду повторять рассказы, которые вы все знаете, о волхвах, принесших Иисусу в дар золото, ладан и смирну, и как, предупрежденные во сне, вернулись они в свои земли другими дорогами, избегая встречи с Иродом. Я предполагаю, что большинство моих зрителей хорошо знают эту историю, потому что большинство из тех, кто смотрит эту передачу, христиане, — но не все. Понятно, что некоторые из вас смотрят нашу передачу, потому что вам нравится мой стиль… Однако я думаю, что вы составляете меньшинство среди моих зрителей.

Вифлеемская звезда

В любом случае, сегодня я хотела бы поговорить о том, как и почему эти мужчины следовали за звездой. Потому что, если задуматься, эта история довольно противоречива. Мы также поговорим о странной реакции всего Иерусалима, который, согласно Евангелию, «встревожился», услышав эту новость.

Известный текст византийского рождественского богослужения, тропарь или гимн Рождества, называет волхвов «звездам служащими». Вот полный текст тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!»

Для некоторых из нас может показаться странным, что служители звезд, то есть астрологи, приведены ко Христу самой звездой — предметом их неортодоксального поклонения. Св. Иоанн Златоуст, Отец конца IV — начала V века, пишет, что волхвы не читали библейских пророков, но Бог говорил к ним по-другому, через хорошо известные им средства. Цитирую Златоуста: «Поскольку каждому то, что хорошо известно, является дорогостоящим, Бог использует и этот принцип, чтобы спасти мир».

Иоанн Златоуст также добавляет, что волхвы не были приготовлены к приходу Мессии ветхозаветными текстами, но от этой особой звезды получили откровение о Его рождении, потому что их сердца были открыты вере. У нас нет подробной информации о волхвах, но мы знаем, что они были достойными этого необычного откровения, несмотря на их неортодоксальные убеждения.

Златоуст отмечает, что это была необычная звезда. Звезды, по нашим наблюдениям, движутся с востока на запад, согласно оборотами Земли. Но эти люди пришли на юг, из Персии, которая — если вы не знали — находится к северу от Иудеи. Кроме того, эта звезда остановилась над домом, где был Младенец, т. е. сделала что-то невозможное для обычной звезды — указать с точностью на дом, большой или маленький. Это не обычная звезда показала волхвам путь, но Бог использовал звезду, чтобы вести их, потому что именно звезда могла привлечь их внимание.

Теперь вернемся к Ироду и всему Иерусалиму, то есть к тем, кто знал библейскую традицию и пророчества и не только не обрадовался, но, как говорит Евангелие, встревожился от слов волхвов о рождении Царя Иудейского. Почему они смущаются? Ибо достаточно счастливы и довольны своей жизнью. Новый царь мог нарушить тот статус-кво жизни, к которому все привыкли.

Как пишет Златоуст: «Иисус принес огонь Духа, который забирает стремление вещей устоявшихся и переносит нас к другой любви». Волхвы, несмотря на их неортодоксальную культуру, на то, что они были чужими для «ортодоксальной» традиции того времени, позволили, чтобы эта «другая» любовь перенесла их, потому оставили все свои будничные дела и пустились в необычное путешествие.

Поэтому давайте ценить нашу собственную традицию, независимо от ее давности, и не судить спешно другие, не отбрасывать и те нетрадиционные способы, которыми Бог иногда говорит нам через знакомых людей, и известные нам вещи. Давайте не будем встречать праздник Рождества, новость о рождении Христа, разделяя тревогу всего Иерусалима. Разные вещи могут рассеивать наше внимание и отвлекать от праздника, такие как беготня по магазинам и поиск рождественских подарков… Или терпение неприятных родственников за рождественским столом…

Но попробуем сосредоточиться, даже в этих хорошо известных рассеяниях, попробуем хоть немного помолиться и послушать, как Бог говорит с нами через знакомые вещи и даже через знакомые рассеяния о рождении Сына в Вифлееме.

Вот и все на сегодня. Когда бы вы ни праздновали, в декабре или январе, с Рождеством Христовым вас, дамы и господа! И до встречи через несколько недель.

Спасибо.

Автор иконы Рождества Христова — Ирина Горбунова-Ломакс

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.