Кофе с сестрой Вассой: Святые Сергий и Вакх
О святых мучениках Сергии и Вакхе, принятии боли и дружбе рассуждает инокиня Васса в своей передаче «Кофе с сестрой Вассой».
Здравствуйте. Я сестра Васса, и я пью кофе перед выходом на работу сегодня в Вене, в Австрии.
Расскажу вам, что произошло на прошлой неделе. Как многие мои зрители знают, в самом конце нашей передачи на прошлой неделе таинственно позвонили в дверь и принесли два письма.
Как оказалось, в первом письме не было ничего интересного, оно от какой-то женщины по имени Опра. Просит у меня интервью — опять!
Я уже ей говорила, что мне некогда, здесь надо программу вести. Но она, видимо, не понимает, что значит иметь столь огромное количество зрителей. Но тут ничего не поделаешь.
Следующее письмо, наоборот, очень интересное. Оно от зрителя Сергия, из Аляски, он просит рассказать о жизни своего святого, память которого скоро будет отмечаться. Я поздравляю с наступающим днём Ангела нашего зрителя из Аляски Сергия, и сегодня в нашей программе расскажу о его небесном покровителе.
Святые мученики Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности и были советниками при дворе римского императора. Это было в конце 3-го или в начале 4-го века. Точные даты их жизни неизвестны.
Сергий и Вакх были друзьями и разделяли общую веру: они оба были тайными христианами. Языческие римские власти того периода считали предательством быть верным христианином. Точнее, они считали актом измены отказ принять участие в языческих религиозных ритуалах.
Римляне, видите ли, считали, что единая религиозная практика обеспечивала стабильность единого государства. Иными словами, римлянам было не очень важно, во что вы верили, их беспокоило, соблюдаете ли вы ритуалы.
В один не очень прекрасный день на Сергия и Вакха донесли императору. Ему донесли, что они были христианами. Доносчик это сделал из зависти к их положению при императорском дворе. Сначала император и его приспешники пытались убедить Сергия и Вакха принести жертву идолам.
Но когда они отказались, он их предал пыткам и всяким унижениям. Например, император приказал их вести по городу с цепями на шеях, одетыми в женскую одежду. Когда это не сработало, он послал их в Месопотамию. Слово «Месопотамия» буквально означает «Между реками».
Это область между реками Тигром и Евфратом, сегодня она соответствует современному Ираку и северо-восточной части Сирии. Большинству из вас известно, что в настоящее время христиане в этой области переносят невообразимые страдания.
Губернатора этой области звали Антиохом, он знал Сергия и Вакха. На самом деле они были его благодетелями. Он получил высокую должность губернатора этой области по их рекомендации.
Антиох тоже сначала пытался убедить их принести жертву идолам, и когда ему это не удалось, он, наконец, предал их смерти — сначала св. Вакха. Святой Вакх был избит до смерти в древнем городе Барбалиссосе, который был расположен в районе озера Ассад, которое составляет часть потока Евфрата.
После смерти святой Вакх явился своему другу Сергию в тюрьме и укреплял его в вере. Святого мученика Сергия заставили идти в другой город, Ресафу, в сапогах, в подошвах которых были закреплены гвозди. В Ресафе он, наконец, был обезглавлен.
Этот город, Ресафа, который был расположен к юго-западу от города Ар-Ракка. стал самым важным центром паломничества на Востоке к началу 5-го века. Город был переименован в «Сергиополь» в честь мученика Сергия.
Эти святые стали очень популярными как на Востоке, так и на Западе. В Риме, например, мы знаем что к IX веку было, по крайней мере, четыре церкви или часовни в честь этих двух святых.
Есть две темы из этого жития, о которых я хотела бы поговорить. Одна из них — боль, или страдание, а вторая — дружба. Прежде всего, о боли: святые Сергий и Вакх, помимо физических пыток и боли, перенесли и душевные страдания. Из-за зависти они пережили потерю своего высокого положения в римском обществе. Они подвергались публичному унижению, будучи водимыми по городу в женской одежде.
Они не бежали от боли. Они не искали страдания, но когда пришло время, они его приняли. Можно даже сказать, что они приняли страдание как дар, и приняли его так, что нам это может показаться странным и даже непонятным.
Мы не очень готовы воспринимать боль как дар. Конечно, большинство из нас не испытывает экстремальные физические и душевные страдания, пережитые этими мучениками. Но душевная боль иногда только в малых дозах нам всем даётся время от времени, и это может на самом деле быть даром. Будь это небольшой укол боли, например, когда кто-нибудь не поздоровался с нами в коридоре, или игнорирует нас, в то время, как только вчера они на нас обращали внимание; или наш муж невнимателен к нам, или подруга ведет себя как сумасшедшая, или нечто более тяжёлое, как потеря работы, неудачное собеседование или проваленный экзамен, или потеря близкого человека, или разбитое сердце, когда нас бросили — это может быть что угодно. Боль в маленьких или больших дозах, замечаем ли мы это или нет, приводит нас к некоему кризису или решающему моменту, в который мы должны принимать решение о направлении нашей жизни.
Мы можем постоянно бежать от боли, с одной стороны, и избегать её различными способами, отвлекаясь на компьютерные игры, покупки или алкоголь и другие наркотики. Эти варианты у нас есть каждый день. Но у нас есть и возможность не избегать боли, — а её принять и в ней разобраться. Разобраться в тишине, в вере, молитве и смирении, — и принять крест. Как Христос говорит нам так категорично в Евангелии (Лк. 14:27): «Кто не примет свой крест и следует за Мной, не может быть Моим учеником».
Повторю, у нас есть возможность не принять крест. Мы свободны. У нас есть возможность не позволить себе чувствовать боль через некоторые развлечения, или пьянство, или наркотики. Мы можем, если мы избираем такой путь, превратиться в окаменелых, циничных людей, с безжизненными глазами, ничем и никем не интересующимися, не способными к настоящей дружбе.
Мученики Сергий и Вакх приняли другое решение. Они приняли свой крест, своё страдание, но они также помогали друг другу, являя силу дружбы в этом деле крестоношения. Видите ли, мы не несём крест в одиночку, когда проявляем смирение, принимая помощь или поддержку других. Потому что через смирение крестоношение делается лёгким, как Христос говорит в Евангелии (Мф. 11:29-30): «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».
Вот и все на сегодня.