Кофе с сестрой Вассой. Апостол Павел и компьютерная техника
Здравствуйте!
Я – сестра Васса и я пью свой утренний кофе здесь, в Вене, в Австрии. На этой неделе в Вене очень тепло. И я не знаю, в жаре ли дело или в чем-то еще, но у нас тут разворачивается драма еще сильнее обычного. На прошлой неделе я вам рассказывала, что несколько участников нашей команды, включая нашего модельера, Анку, стали брать уроки английского языка у молодого преподавателя, доктора Силкворта. И он мне сказал, что Анка – его лучшая ученица, и что у нее есть способности к языкам.
Ну вот, а теперь, кажется, что Анка и доктор Силкворт стали хорошими друзьями. И он даже иногда присоединяется к ней, когда она идет гулять в парк с малышом Френсисом. И, к сожалению, некоторые участники нашей команды сплетничают об этих двоих, а Эмилиос в результате начинает ревновать. Лично я думаю, что вся эта ситуация – это «много шума из ничего», и Анка просто старается подтянуть свой английский. В любом случае, хватит этих сплетен.
На прошлой неделе мы начали рассуждать о празднике Святого Петра и Святого Павла, который отмечается 29 июня. Я рассказала вам об апостоле Петре, а на этой неделе давайте поговорим об апостоле Павле.
Апостол Павел
Павла называют «лидером апостолов» вместе с Петром. Однако, в отличие от Петра, Павел НЕ входил в группу двенадцати учеников, сопровождавших Христа при Его земной жизни. Павел был евреем, а также – римским гражданином. Его еврейское имя звучало как Савл или Саул, что означает «тот, за кого молятся», «тот, за кого просят».
Его римское имя, «Павел» или «Паулюс», переводилось как «маленький». Возможно, потому что он родился довольно маленьким, но, впрочем, все дети довольно маленькие… (Кто из вас писал этот текст? Это самая глупая строчка, с которой мы когда-либо выступали! Это надо вырезать, прежде чем мы пустим это в эфир. Давайте это вырежем!)
Существует раннехристианский текст под названием «Деяния Павла и Феклы» (примерно 150 год), где описывается внешность Павла. И, согласно этому очень интересному тексту, он, действительно, был невысоким человеком: «…мужчина невысокого роста, лысый, с кривыми ногами, крепкий, с густыми бровями, с довольно длинным носом и переполненный благодатью. Иногда он казался человеком, а иногда у него появлялся взгляд ангела».
Святой Павел родился на побережье Средиземного моря, в городе Тарсус, – на юго-востоке Малой Азии, которую сегодня мы называем Турцией.
Павел был фарисеем, так же как и его отец. И вся семья соблюдала фарисейские ритуалы и традиции. Фарисеями называли школу мыслителей в рамках иудейской традиции. Их считали экспертами по законам и ритуалам иудаизма. Если вы не знаете, слово «фарисей» происходит от ивритского слова «фаруш» – «отделенный». Возможно, это значение связано с тем, что фарисеи были отделены от язычников – источников ритуальной нечистоты или нерелигиозных евреев.
В молодые годы святой Павел отправился в Иерусалим учиться в школе знаменитого раввина Гамалиила. В «Школе Гилеля» обучали закону Божьему и пророкам, а также философии и классической литературе. Первым языком Павла был греческий, но он также, скорее всего, знал иврит.
Как я уже упоминала, Павел не входил в число первых учеников Иисуса. Иисус не только несколько раз подвергал фарисеев суровой критике, как вы, должно быть, помните, но с помощью фарисеев его арестовали и отправили на распятие. Отчасти поэтому Павел вначале не приветствовал новое движение, образовавшееся вокруг этого человека по имени Иисус, которого Его последователи называли Мессией.
Видите ли, Павел, будучи образованным фарисеем, разделял надежды своего народа на пришествие Мессии, который должен принести евреям политическую власть и взять на себя земное царствие. Такой позор, как распятие, был невообразим для такого Мессии. В действительности, предположение, что распятый Иисус был Мессией, было оскорблением традиционных надежд патриотично настроенных евреев, таких как Павел. И Павел, по его собственному признанию, даже принялся участвовать в гонениях церкви – «Я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Послание к Галатам, 1:13). Он лично устраивал гонения на и аресты христиан. И пока Христос Сам не предстал перед апостолом Павлом, он не обратился в христианство.
Согласно Книге Деяний и некоторым другим отрывкам Нового Завета, Павел увидел Христа по дороге в Дамаск, куда он направлялся, чтобы арестовать еще больше христиан. Павел припал к земле и услышал голос: «Саул, Саул, почему ты преследуешь Меня?» И Саул ответил: «Кто ты, Господи?» И Господь ответил: «Я – Иисус, которого ты преследуешь. Тебе сложно идти против рожна».
Это видение лишило Павла зрения: он ослеп на три дня. А зрение ему вернул христианин Анания из Дамаска. И сразу после этого Павел стал проповедовать, что Иисус – Сын Божий. И, в конце концов, он стал великим апостолом перед язычниками, как большинству из вас известно. И Павлу приписывается 17 книг Нового Завета из 27. Действительно, миссионерские усилия Павла превосходили усилия всех других апостолов, хотя он и был последним из тех, кто видел Христа лицом к лицу.
Лицом к лицу
Обратите внимание, что очень образованный фарисей Павел, знавший Ветхий Завет и Пророков лучше, чем большинство людей, не пришел к вере во Христа, зная из пророчества о Нем. На самом деле полученное им традиционное теологическое образование мешало ему распознать воплощение пророчеств в лице Иисуса Христа, пока Христос не встретился с ним лицом к лицу. Потому что ничто не заменит встречу лицом к лицу. И более поздние свидетели подтверждали, что во встрече лицом к лицу есть что-то особенное. Даже если говорить о самом Павле, при всей его странной внешности, личная встреча с ним позволила говорить о нем, как о «переполненном благодатью».
Я говорю вам об этом, потому что в последние годы мы стали избегать встреч друг с другом лицом к лицу, и даже телефонных разговоров в реальном времени. Мы часто предпочитаем писать тексты и публиковать их с помощью посредника – телефона, компьютера, иными словами, с помощью техники.
Часто это неизбежно и необходимо, но давайте не путать такой способ взаимодействия с полноценным контактом между людьми, предполагающим присутствие, проявление человека, созданного по образу подобию Бога. Потому что мы познаем Бога друг через друга, то, что не может получиться с помощью бездушного экрана. Кроме того, мы не можем расти над собой как люди, если мы ограничиваем наши отношения контролируемым взаимодействием, предоставляемым техникой.
Видите ли, в современном мире нам кажется, что мы постоянно связаны друг с другом. Мы даже боимся оказаться ненадолго без связи, без телефонов. Но в то же самое время, как никогда раньше, мы можем держать людей на расстоянии, поддерживая короткий и милый контакт, но при этом не осуществляющийся в режиме реального времени. Я не говорю, что нам стоит отказаться от использования современных технологий. Но давайте внимательно относиться к тому, как мы ими пользуемся – чтобы они не заменили человеческие отношения и не формировали нас как людей. Потому что ничто не заменит встречу лицом к лицу, которая всегда является откровением.
На сегодня все, дамы и господа. И пожалуйста, не забудьте заказать чашку и поддержать нашу передачу, если вы еще этого не сделали. Спасибо!
Перевод с английского Алены Гаспарян