Кофе с сестрой Вассой: 11 сентября
на видео доступны русские субтитры
Добрый день! Меня зовут сестра Васса, и я снова с вами, пью кофе в начале рабочего дня, в Вене, Австрии.
Идет вторая неделя сентября, и прежде чем я уйду на работу, я хотела бы посмотреть, что на этой неделе происходит в церкви. Чтобы выяснить, что грядет, иду ли я в свой любимый блог, где, вероятно, я разозлюсь, прочитав какой-нибудь околоцерковный скандал или вопрос, связанный с церковной политикой? Нет. Я обращаюсь к своему календарю. И я вижу, что во вторую неделю сентября есть два крупных праздника. 8 сентября – Рождество Божьей Матери Пресвятой Девы Марии. А 14 сентября – воздвижение Креста. Я полагаю, что мои зрители ждут, что я расскажу об этих праздниках. Но я не стану этого делать, потому что, на мой взгляд, об этих праздниках пишут достаточно, в наших приходах в эти дни проходят церковные службы, а в наших приходских школах рассказывают о значении и об истории этих великих праздников.
Поэтому сегодня я уделю внимание менее известному празднику, который отмечают 11 сентября. Это день Святой Феодоры Александрийской, монахини, которая жила в Vвеке после Рождества Христова.
Когда я упоминаю 11 сентября, в памяти немедленно возникает (по крайней мере, у тех, которые в последние десять лет не жили в пещере) вовсе не монахиня, жившая в Vвеке, а, скорее, самолеты, врезающиеся в здания, и, возможно, даже победа несправедливости. Что бы кто ни думал об атаке на Нью-Йорк 11 сентября, эти события, действительно, могут подразумевать, что в тот день восторжествовала несправедливость.
Хотя житие Святой Феодоры Александрийской, разумеется, никак не связано с недавними событиями, мне кажется, что ее жизнь дает свежий взгляд на эту концепцию «победы несправедлливости». Давайте послушаем о ее жизни и подумаем об этом.
Житие святой
Святая Феодора жила в Египте. Стране, которую мы ассоциируем с пирамидами, мумиями и злыднями, размахивающими флагами и сжигающими разные предметы на улицах. Святая Феодора жила в городе Александрия, обозначенном на карте красным кружком. Александрия, основанная Александром Великим в IVвеке до Рождества Христова, была во времена Феодоры столицей византийского Египта. На карте также обозначена столица Византийской Империи – Константинополь, он отмечен желтым кружком и стрелкой. Александрия стала главным греческим городом Египта, и образованные люди, проживавшие там,говорили по-гречески. И семья Феодоры в их числе. Имя «Феодора» — греческого происхождения, и означает «Божий дар».
Еще множество любопытных фактов можно рассказать об Александрии, но давайте вернемся к Святой Феодоре.
Она была красивой молодой женщиной, и вышла замуж за богатого человека в Александрии. Феодора и ее муж были христианами. После того, как она вышла замуж, другой богатый человек влюбился в нее, пораженный ее красотой. В житие Феодоры рассказывается, что вначале он пытался очаровать ее разными способами. Но ни один из этих способов не срабатывал. Не знаю, что именно за способы он применял. Может быть, он пытался нарядиться в дорогие одежды, как египетские боги. Неудивительно, что это не сработало! Наконец, он подкупил одну очень нехорошую женщину, чтобы та убедила Феодору отдаться этому мужчине. В разных версиях жития Феодоры говорится, что эта женщина была колдуньей, ведьмой, и она заколдовала Феодору, чтобы та в своих мыслях возжелала переспать с этим человеком и в итоге решилась на это. Что? Нет, я это не придумала. Прочтите сами!
Святая Феодора поддалась этому искушению и изменила своему мужу с этим мужчиной. Но на следующее утро она горько сожалела о содеянном. Как говорится в ее житие, она стала рвать на себе волосы, рыдала и думала, что ей теперь делать. Бросилась ли она под поезд, как Анна Каренина? Конечно, нет. В V веке в Египте не было поездов. Феодора обратилась за советом к другой христианке. Она отправилась в местный женский монастырь в Александрии и поговорила с аббатисой. Аббатиса напомнила Феодоре о евангельской грешнице, которая омыла ноги Христа своими слезами, и молилась Господу, прося прощения за ее поступки.
И Феодора решила посвятить свою жизнь покаянию, «метанойе» по-гречески, что дословно означает «изменение сознания». Также это слово означает «изменение направления мысли». И сейчас Феодора решила направить свою жизнь на взаимоотношения с Христом. Она тайно сбежала из дома своего мужа, переоделась в мужскую одежду и отправилась в мужской монастырь, чтобы ее муж не нашел ее. В монастыре Феодора – теперь ее знали под именем монах Феодор, — очень ревностно выполняла все монашеские обязанности. Часто она молилась целыми ночами и служила примером другим монахам.
Спустя несколько лет проживания в этом монастыре однажды монаха Феодора отправили в другой монастырь, привести продовольствие. Во время этого путешествия монаху Феодору пришлось остановиться в гостевом доме другого монастыря, где в то же время остановилась женщина, дочь местного аббата. Этой женщине понравился молодой монах Феодор (она не знала, что перед ней женщина), и она попыталась «его» соблазнить. Разумеется, неудачно. В результате эта женщина переспала с другим мужчиной, который остановился в этом гостевом доме, и забеременела.
Короче говоря, нашу Феодору (монаха Феодора) ложно обвинили в том, что «он» — отец ребенка. Из-за этого «его» выгнали из монастыря вместе с ребенком.
Итак, она вырастила этого ребенка, проживая с ним в хижине рядом с монастырем. Она питалась дикорастущими овощами и вскармливала ребенка молоком, которое ей приносил пастух.
Спустя несколько лет аббат ее монастыря, по просьбам других монахов, пустил ее в монастырь обратно, вместе с ребенком. И только когда Феодора умерла, выяснилось, кем она была на самом деле в своей святой жизни.
Мысль дня
О житии святой Феодоры можно сказать многое, но я скажу лишь следующее. Это была женщина, хранящая секреты. Свои тайны она берегла в себе, внутри своего сердца, вплоть до последнего вздоха. А во внешнем мире Феодоры часто торжествовала несправедливость – как по причине ее собственных человеческих прегрешений, так и из-за грехов других людей. Но внутри себя она хранила главное – свои отношения с Христом. Это было центром ее мыслей. И даже в самые мрачные свои моменты она не сомневалась обращаться к Христу.
Видите, Бог не ждет от нас, чтобы мы были совершенны, он все равно слушает нас. В Евангелии говорится о Христе, цитируя слова пророка Исайи: «Он не сломает поврежденный тростник и не погасит тлеющий фитиль, пока Он не сделает так, чтобы справедливость восторжествовала» (Евангелие от Матфея,12:19).
Итак, когда в нашем мире торжествует несправедливость — из-за наших собственных действий или из-за поступков других людей?
Перевод Алены Гаспарян