Главная От автора Инокиня Васса (Ларина)

Кофе с сестрой Вассой: Как святой Ириней с элитарным христианством боролся

О том, существует ли в Церкви «элита», для которой открыто больше, чем для «простых» людей
В 35-м выпуске своей сенсационной передачи сестра Васса говорит об учении гностиков, которые утверждали избранность отдельных категорий христиан. А так же о том, что им ответил святой Ириней.


Здравствуйте!

Я – сестра Васса. И я только что вернулась в Вену, Австрию, из путешествия. Вначале я была в США, а потом – по секретному заданию – во Франции.

Сегодня я пью кофе очень высокого качества, который мне прислал мой зритель из Пуэрто-Рико по имени Хорхе. Кофе называется «Яоконо» (не Йоко Оно), и это самый лучший кофе в мире. Я это знаю, потому что именно так написано на этикетке. Спасибо Хорхе из Пуэрто-Рико за то, что он прислал нам этот чудесный кофе!

И, как вы можете видеть, я пью кофе из этой чашки, которая уже стала весьма известной. На одной стороне чашки написано: «Я не пью один». А на другой стороне написано: «Я пью кофе с сестрой Вассой». По окончании каждого видеосюжета мы публикуем ваши селфи: фотографии вас с этой чашкой. Поэтому те, у кого уже есть такая чашка, пожалуйста, присылайте нам ваши фотографии. Мы с удовольствием разместим их в конце наших видеопрограмм.

А если у вас все еще нет чашки, пожалуйста, поддержите наше шоу и закажите чашку на этом веб-сайте: www.healthyweb.net. Если у вас все еще нет такой чашки, то вам просто необходимо ее приобрести еще и потому, что она стала последним писком моды. Люди со всех уголков мира заказывают себе такие чашки. Ее даже называют «кубком мира». …Хм, мне только что сказали, что только я так ее называю…

В любом случае у меня есть для вас очень хорошие новости. И если вы смотрели наше шоу, то, вероятно, ждали этих новостей так же, как и я. И вот! Анка, наш модельер из Польши, и Эмилиос, который раньше был нашим дизайнером одежды, наконец-то, женятся! Да! Я все еще не знаю подробностей, потому что я только узнала об этом, когда вернулась вчера вечером из Парижа. Как видите, мой помощник все еще не распаковал мои чемоданы. Я даже не знаю, где они собираются жениться. Эмилиос, как вы знаете, принадлежит к Греческой православной церкви, а Анка принадлежит к Римской католической церкви.

Как бы то ни было, я очень рада вернуться в Вену. В частности, потому, что моя тайная миссия прошла не слишком удачно. Но жалею ли я о том, что съездила туда? Нет, я не жалею.

(Фоном – отрывок из песни Эдит Пиаф, «Нет, я не жалею ни о чем»).

Говоря о Франции… Сегодня мы поговорим об одном очень важном святом и отце церкви, епископе Лионском во II веке, святом Иринее (день святого – 23 августа). Он первым внимательно рассмотрел весьма непопулярный аспект христианства – а именно, Церковь.

Вы когда-то размышляли на эту тему? Вы думали когда-нибудь, кому нужна организованная религия? Он об этом подумал. И очень интересно узнать, что он говорил на эту тему уже во II веке после Рождества Христова. И хотя наш быстрый взгляд на его жизнь и труды не может быть полным и не может ответить даже приблизительно на все вопросы, которые встают в связи с церковью, мы все же задумаемся и проясним некоторые аспекты этой темы.

Святой Ириней, епископ Лионский

Святой Ириней, по всей видимости, был греческого происхождения. Он родился в христианской семье в начале II века рядом с городом Смирна, в Малой Азии. Его учителем был святой Поликарп из Смирны, а тот в свою очередь был учеником святого Иоанна Евангелиста, младшего из 12 апостолов, который был свидетелем страстей Христа на распятии.

Во времена Иринея Лион носил имя Лугдунум и был столицей важной области Римской Империи, Галлии. По любопытной случайности, римская Галлия на несколько столетий раньше была местом действия комиксов про Астерикса (видимо, мой автор решил, что это каким-то образом относится к нашей истории…)

Христианство в этот регион принесли с собой греки из Малой Азии, такие как Ириней. Они поселились в Лугдунуме и окрестностях, поскольку Лугдунум был важным центром торговли. В 177 году в Лионе произошла массовая резня христиан. Первый епископ Лиона, Потаний из Малой Азии, принял тогда мученическую смерть.

На этой фотографии вы видите руины римского амфитеатра в Лионе, где христиан убивали. На них натравили диких зверей, а толпа римских граждан наблюдала за убийством.

Ириней стал следующим епископом Лиона после мученика Потания. Мы мало знаем о деятельности Иринея как епископа, хотя нам известно, что он был очень уважаемым и влиятельным человеком далеко за пределами его собственного прихода. К примеру, рассказывали, что в 190 или 191 году он оказал влияние на Папу римского Виктора I и убедил его, чтобы христиан Малой Азии не отлучали от христианства за то, что те празднуют Пасху в другой день, чем это делают римляне. Как вы видите, в то время христиане Малой Азии и христиане Рима и христиане других стран праздновали Пасху в разные дни.

Как бы то ни было, как святой Ириней написал в письме Папе римскому Виктору, разница в церковных календарях не является причиной разрушать единство церкви. Повторяю: святой Ириней не считал разницу в церковных календарях причиной для того, чтобы разрушать единство Церкви.

Самой известной работой святого Иринея была работа «Против ересей» (Adversus Haereses), и прежде всего она направлена против одной специфической секты, гностиков. В то время было много популярных сект и культов, которые называли гностицизмом. И когда христианство возникло, оно возникло в целой массе различных мистических и метафизических учений, в основном восточных.

Отдельные гностики, против которых и выступал Ириней, пытались сделать христианство совместимым с более популярными верованиями того времени. Они брали отрывки из христианского вероучения, сочетали его с элементами античной философии и мифологии. Они даже написали собственные евангелие.

Слово «гностик», если вы не знаете, происходит от греческого слова «гносис», что означает «знание». Гностики, против которых Ириней выступал в своей работе, верили, что они обладают особым секретным знанием. В том числе – особым знанием о Христе, недоступным остальным смертным, для которых были написаны четыре евангелия. Ириней же настаивал, что эти четыре евангелия являются каноническими.

Эта группа гностиков воспринимала Бога с точки зрения так называемого дуализма. Это значит, что они на самом деле верили в двух богов: одного совершенного и доброго бога и второго – злого и несовершенного (которого они называли Демиургом).

По мнению гностиков, этот второй бог, Демиург, был Богом Ветхого Завета а также творцом материального мира, на который гностики смотрели очень пессимистически. Также пессимистически они смотрели и на человечество. Они разделяли всех людей на три класса… Пожалуйста, не засыпайте, сейчас будет очень интересно!

  1. Первый, высший класс людей, – духовный («пневматики»). Это элита, которая единственная достигнет спасения через тайное знание. Разумеется, себя гностики относили к этой категории.
  2. Вторая категория – физическая («психики»). Сюда относились члены Церкви, которые, согласно мнению гностиков, не могли достичь спасения, но которые могли как-то исправиться через веру и добрые дела.
  3. Нижний, третий класс, – материальный («илики»). Это неудачники, и им гностики не оставляли никакой надежды.

В отличие от крайне пессимистического взгляда гностиков на материальный мир, святой Ириней подчеркнул значимость спасения всего материального мира через вочеловечение Христа. Христос объединил в Себе духовное и физическое, человеческое и Божественное. Также Христос дал всему человечеству, без исключения, возможность приобщиться к Его Божественной природе – через причастие. Мы причащаемся его плотью и кровью.

Ириней пишет: «Так же, как хлеб, произрастающий из земли, перестает быть просто хлебом, когда Господь снизошел на него и хлеб стал причастием, состоящим из двух частей: земной и небесной; так же и наши тела, получившие причастие, более не являются тленными, и для них есть надежда воскресения».

В отличие от религиозной элитарности гностиков, Ириней подчёркивает то, что Церковь включает в себя всех; Церковь распространяется среди людей благодаря миссионерству апостолов, которых учил сам Христос, и которые получили благодать Святого Духа, – и в рамках миссионерства они передают эту благодать Святого Духа другим людям, проживающим в Римской Империи.

Епископы и пресвитеры, назначенные апостолами в различных местных церквях, продолжили работу апостолов, передавая апостольские традиции, в том числе Священное Писание, новым поколениям в ранней истории Церкви.

Во времена Иринея была видна явная преемственность в церковной жизни, которую можно было проследить исторически. Так, Ириней отсылает своих читателей к истории как к свидетелю очевидных церковных традиций. Он говорит о Церкви как о структуре, которая ни в коей мере не напоминает секретное сообщество, доступное лишь немногим избранным.

Можно еще многое рассказать о Святом Иринее, но наши обычные десять минут уже закончились.

Итак, наша мысль сегодняшнего дня:

Давайте не забывать то, что феномен Церкви включает в себя.

Перевод Алены Гаспарян

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.