Кофе с сестрой Вассой: О кресте и воскресении
Здравствуйте. Я сестра Васса, и я рада, что вы смотрите наше удостоенное наград шоу в прямом эфире из Вены, Австрии. Наступила 4-я неделя Великого поста, это значит, что мы достигли середины поста, и сегодня прекрасное весеннее утро здесь, в Вене.
Кстати, некоторые люди говорят, что я не должна называть это шоу удостоенным наград, потому что эти награды были вручены за настольный теннис. Да, мой личный тренер Эдельтраут и Дэвид из студии звукозаписи действительно выиграли эти прекрасные трофеи в настольный теннис в местном клубе настольного тенниса. И некоторые люди просто не понимают, каким образом это делает наше шоу удостоенным наград, – ну, я даже не знаю, что и сказать … Один из нас получает награду, – все мы получаем награду! Ну что уж тут поделаешь!
Говоря о трофеях, эта 4-я неделя Великого поста начинается с Крестопоклонной недели, и за мной сегодня, как вы видите, крест.
В византийской гимнографии Крест часто называют трофеем или непобедимым трофеем – «aittiton tropaion» (по-гречески) (в славянском переводе «непобедимая победа»). Это символ победы.
Но надо признать, что сегодня по поводу Креста бытует много заблуждений. Для нехристиан смерть Иисуса Христа на Кресте часто воспринимается как некая жестокая или странная история.
И даже среди многих христиан, я думаю, существуют недоразумения и некоторое непонимание, и, я полагаю, – невысказанные вопросы о смерти Христа на Кресте. Например, когда мы слышим фразу, что Христос умер «за наши грехи», то, возможно, мы не до конца понимаем, что это значит.
И мы часто слышим другую фразу, что Крест «открыл врата рая», которые раньше были закрыты для человека, за его грехи, – начиная с греха Адама и Евы, которым Бог сказал, что они умрут, если попробуют плоды с древа познания. Но, как вы знаете, они сделали это и вкусили от дерева познания, и были изгнаны за этот грех из рая, и умерли. Мы слышим, что смерть Христа на Кресте каким-то образом исправила эту трагедию. Это по ряду причин тоже может быть малопонятной идеей.
Сегодня мы поговорим о двух неприятных темах, которые, я считаю, являются основными причинами недоразумений по поводу Креста. Одна из них – это тема смерти, и что она значит; и вторая тема – грех. Давайте посмотрим, каким образом Крест проливает свет на эти неприятные стороны нашего существования.
Прежде всего, давайте поговорим о смерти. Что такое смерть? На самом деле существуют различные формы и степени смерти. По сути, смерть является разделением души и тела, это крушение единства, которое делает нас цельным человеческим существом. Потому что быть человеком означает быть такими, какими мы были созданы, с душой и телом.
Адам и Ева, и все мы, изначально были наделены способностью всегда обладать целостностью человеческого существования; полным единством души и тела, что и является человеческой жизнью. Источником этой жизни был Тот, Кто вдохнул ее в них – Бог. Его «дыхание», Его Дух дает нам жизнь и поддерживает целостное единство нашего бытия.
И уникальное призвание и цель человека – это обеспечивать и поддерживать живую связь с Богом в Святом Духе, Который не только делает нас целостными и поддерживает полную гармонию нашего бытия, души и тела, но эта связь делает нас каналами Духа для всей твари.
Теперь, когда мы отделяем себя от этого источника жизни, от Бога, Который делает нас целостными, мы самих себя приводим в состояние дисгармонии. Тело и душа начинают расходиться. И это начало смерти. Мы, таким образом, пренебрегаем нашим первоначальным призванием, нашей первоначальной целью – оставаться в Духе Святом, в соединении с Богом.
Мы злоупотребляем нашей способностью быть проводниками Святого Духа. Потому что, как Адам и Ева, мы отворачиваемся от подлинного Источника Жизни, и обращаемся к самим себе, к самоутверждению. Иными словами, мы хотим быть сами по себе.
Мы хотим сами себе быть богами, в отрыве от нашего Творца. Таким образом, мы теряем весь смысл нашего существования, потому что Бог не создавал нас изолированными, но в соединении с Ним и в гармонии со всем миром.
И когда мы теряем смысл существования, это и называется «грехом», по-гречески, «амартия» (от «амартано» – промахиваться, ошибаться), что буквально означает «промахнуться».
Грех приводит к смерти, потому что он отделяет нас от источника жизни; от Того, Кто поддерживает необходимое единство нашего существования. Вот почему мы нуждаемся в спасении, по-гречески «сотирия», которое буквально означает «восстановление», или «безопасное возвращение».
Теперь давайте поговорим о добровольной смерти Христа на Кресте. И она действительно была добровольной. Ему не обязательно было это делать. Он делает это из сострадательной любви к нам и из совершенного послушания и любви к Отцу. И Отец посылает Своего Единородного Сына умереть не из какого-то желания удовлетворить Его собственный гнев против нас. Нет, Он посылает Своего Единородного Сына, потому что «Он так возлюбил мир» (Ин. 3:16), и не хотел, чтобы продолжалось это бесконечное страдание через замкнутый круг греха и смерти, охватившее человечество.
Теперь же добровольная смерть Христа на Кресте коренным образом изменила этот круг греха и смерти. Почему она изменила его? Не потому, что умер кто-то невинный, но потому, что умер Богочеловек. Он совершенный человек и совершенный Бог.
Так, с одной стороны, Он полностью разделил нашу человеческую природу и нашу человеческую смерть, став одним из нас. Но, с другой стороны, Христос есть совершенный Бог. Он является источником вечной жизни. «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25) говорит Он Марфе. И благодаря Его божеству, которое неотделимо от Его человечества даже в смерти, смерти было «невозможно удержать Его», как говорит апостол Петр в Деяниях святых апостолов (2:24).
Христос добровольно подверг Себя разделению души и тела в смерти, но Его психосоматическое единство, единство души и тела в Нем, оказалось нерушимым, и оно не могло разрушиться из-за Его божественной чистоты и совершенного послушания. В тайне или таинстве смерти Христа, – и вы видите, что это таинство или тайна. Вот почему невозможно раскрыть смысл Креста в одних только этических категориях.
В Его смерти Он Сам действует как Первосвященник и добровольно приносит Себя. И Он начинает отдавать Себя, предавать смерти еще до того, как человеческая зависть и ярость привели Его к кресту (то есть, это не зависит от людей). Вот почему еще перед распятием, в Великий Четверг, Он сакраментально уже дает нам Свое тело и кровь как хлеб и вино. Так и произошло, Иисус Христос «смертию смерть попрал» (thanato thanaton patisas), как мы поем в радостном пасхальном тропаре, или гимне, который мы поем на Пасху.
Через Его уникальную добровольную смерть, смерть Богочеловека, Христа, входит в нашу общую человеческую природу, – и вы видите, что происходит с одним, происходит со всеми, – Он наделил нашу природу новой силой, новой способностью – к воскресению.
До Христа мы все следовали одним путем, путем первого Адама – цикличным кругом греха и смерти. Но Христос преобразил смысл смерти. Потому что в Нем она приводит к воскресению жизни. Как говорится В 1-м Послании к Коринфянам (15:22): «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
Как христиане, мы не «имитируем» добровольную смерть и воскресение Христа. А мы участвуем в них, начиная с нашего крещения. Его смерть была Его крещением в крови, как Он Сам сказал (Лк 12:50): «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» И Он говорит всем нам (Мф 20:23): «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься».
Во время Великого поста мы заново открываем и обновляем наше крещение, участвуя добровольно, а также из сострадательной любви, в добровольном кресте нашего Спасителя, в радостном ожидании Его и нашего воскресения.
Вот и все на сегодня, дамы и господа! Счастливой 4-й недели Великого поста!
Благодарю вас.