Кофе с сестрой Вассой: О сомнении и ответе Бога
Христос воскрес!
Я – сестра Васса, и я, как всегда, пью с вами мой утренний кофе в Австрии, в Вене.
Сейчас идет первая неделя после Пасхи, и, если вы смотрели передачу, то знаете, что неожиданно на прошлой неделе у нас случилось много драматических событий. Наш модельер одежды из Греции, Эмилиус, был выпущен из тюрьмы.
И как только он вышел, он сделал предложение руки и сердца нашей Анке, дизайнеру одежды из Польши, которая к тому же – мать малыша Френсиса, сына Эмилиуса. Анка не только очень красива, но еще и очень умна. Ей только что исполнилось 19, но бедняжка уже прошла через столько сложностей!
Она очень мудра. И она сказала, что не согласится выйти за Эмилиуса до тех пор, пока не будет уверена, что он будет вести честный образ жизни и больше не впутается в финансовые проблемы. Также она сказала, что ему надо найти настоящую работу, а не работу здесь, поскольку по каким-то причинам она не считает работу здесь настоящей.
Так что сейчас я пытаюсь поговорить со знакомыми из местного театра, «Бургтеатра», и узнать, нет ли у них возможности предложить ему работу. Потому что бедняга Эмилиус готов убедить Анку, что он, действительно, изменился, и что он может обеспечить ее и малыша Френсиса, которого, между прочим, Эмилиус просто обожает. Так что, надеюсь, я смогу вскоре найти для него работу, потому что Анка все еще сомневается, что Эмилиус стал честным человеком.
Говоря о сомнении, вспомним, что первое воскресенье после Пасхи, согласно византийскому литургическому календарю, также известно как воскресенье Фомы. Время вспомнить Фому неверующего, апостола Фому, который сомневался в том, что Христос воскрес из мертвых, до тех пор, пока сам не увидел воскресшего Христа и не дотронулся до его ран.
Интересно, что непосредственно в воскресенье после того, как мы праздновали Воскресение Христа во плоти, проходит трапеза, темой которой является сомнение в телесном воскресении. Потому что, видите ли, воскресение во плоти, которое и сегодня вызывает множество сомнений, также вызывало сомнения у людей, которые первыми услышали новость о Воскресении Христовом.
Это воскресенье также называют Антипасхой, или «Пасха наоборот», потому что она отмечается на противоположном конце 8-дневного периода от Пасхи до этого воскресенья. В древности в церкви в этот восьмидневный период неофиты, которых традиционно крестили в Святую Субботу, надевали светлые и красивые крестильные одежды (поэтому мы зовем эту неделю Светлой, за светлые одежды). И в воскресенье Антипасхи светлую одежду снимали, после чего новообращенные христиане начинали новую жизнь, как члены Церкви.
В традиции римской католической церкви по тем же причинам это воскресенье называют Dominicainalbis, или воскресеньем белых одежд. Позже это воскресенье в католической церкви стали называть “LowSunday” – «низким воскресеньем», в отличие от предшествовавшего высокого пасхального воскресенья.
Но давайте вернемся к истории апостола Фомы, который, как я уже упомянула, изначально не поверил в воскресение, потому что в тот момент, когда воскресший Господь явился перед своими учениками, он там не присутствовал.
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если я не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
(Евангелие от Иоанна, 20: 25-29).
Итак, Фома изначально усомнился, но потом уверовал. Давайте поговорим немного подробнее о вере и сомнении в воскресении Христовом.
Вера и сомнение в воскресении
Фома не первый из учеников, усомнившихся в новости о воскресении Христа. На самом деле, никто из учеников не поверил в эту весть, когда впервые ее рассказали женщины, которые были у пустой гробницы.
«И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Евангелие от Луки, 24: 11).
В тот же самый день, когда Лука и Клеопа шли по дороге в Эммаус, сам Христос присоединился к ним (Евангелие от Луки 24), но они Его не узнали. И они стали рассказывать Ему удивительную историю о женщинах и пустой гробнице, и что они не знают, как к этой истории отнестись. И Он выражает гнев, услышав их слова, и говорит:
«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Евангелие от Луки 24: 25).
И Он начинает объяснять им пророчества о смерти и воскресении Христа. Но они все равно Его не узнают. Они узнали Его позже, когда остановились, чтобы поесть, а Он благословил и разломил хлеб.
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Евангелие от Луки: 24:30-31).
После этого случая Лука и Клеопа пришли к остальным и рассказали, что видели Христа. И тогда Он появился перед всеми ними, несмотря на то, что двери были закрыты. И, наконец, несколько позже, Он появился и перед Фомой. И, в конце концов, все они уверовали.
По всем этим рассказам видно, что сам Христос развеивает сомнения тех, кто не верит. И он развеивает сомнения по-разному: своим появлением, разъяснением Писания и благословляя и разламывая хлеб, как Он делал на Тайной вечере, в которой мы продолжаем принимать участие каждый раз во время Причастия. Так Он сам помогает сомневающимся поверить.
Мысль сегодняшнего дня
Во всех этих историях мы видим, что и у веры, и у сомнения есть две стороны. С одной стороны есть тот, кто верит или сомневается, а на другой стороне есть Бог. Потому что и вера и сомнение не абстрактны. Это часть двусторонних взаимоотношений.
С нашей стороны могут быть разные препятствия вере: безразличие, воображаемая самодостаточность, предрассудки, пренебрежение или даже страх. А со стороны Бога есть разные способы, которыми Он говорит с нами. Он обращается к различным состояниям нашего ума, даже когда, как говорится в Евангелии, «двери закрыты» нами.
Если мы перестаем обращать внимание на то, как Он говорит с нами, мы можем услышать, как Бог обращается к нам: либо через других людей, которые имеют веру; либо через таинства, такие как причастие; либо через опыт ежедневной молитвы.
Потому что мы воспитываем свою веру ежедневно, отдавая в руки Господа, к примеру, каждое утро, наши радости, наши горести, наши переживания и, да, даже наши сомнения в вере. Просто путем короткой молитвы утром и чтением Слова Божьего, другими словами, имея ежедневную беседу с Богом, мы вступаем в контакт с Божьей благодатью.
И Бог, со своей стороны, своей милостью поддерживает нашу любовь, надежду и веру в Него, а также сближает нас друг с другом, потому что вера продолжает распространяться. А также продолжается сомнение, на основании свидетельств тех, кто видел воскресшего Христа.
Как пишет апостол Иоанн, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога» (Евангелие от Иоанна, 1).