Кофе с сестрой Вассой: Святитель Иоанн Златоуст и колея человекоугодия
Здравствуйте, я сестра Васса, и я готовлю свой кофе здесь, в Вене, Австрии. Сегодня у нас для вас очень интересный эпизод, потому что мы будем говорить об Иоанне Златоусте, очень важной фигуре в византийской традиции. Он действительно настолько важен, что если вы о нем ничего не знали, вы должны все бросить – да, бросить все – и послушать о нем.
Святитель Иоанн Златоуст вспоминается на протяжении всего года, потому что его божественная литургия, литургия Иоанна Златоуста, совершается почти круглый год, за исключением большинства дней Великого поста и некоторых других дней в году.
Также ему посвящены некоторые праздники: 27 января мы празднуем перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь из Коман, где он умер по дороге в ссылку; 30 января его прославляют как одного из трех святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом; 14 сентября – день его преставления – но в этот день нет службы в его честь в византийской традиции, потому что в этот день празднуют Воздвижение Креста. Таким образом, его главный праздник отмечается 13 ноября, когда, согласно некоторым источникам, он стал архиепископом Константинополя.
Святой Иоанн известен своими красноречивыми проповедями, за которые его и стали называть уже при жизни Hrisostomos, что означает Златоуст. Давайте же посмотрим на жизнь этого великого святого!
О жизни и твердости Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн родился около 349 года в Антиохии, древнем городе на реке Оронт. Когда-то это была столица Сирии, но сегодня руины этого некогда великого города лежат вблизи современного города Антакья в Турции. Населением Антиохии были язычники с их языческими обычаями, а также много евреев.
Но это был также и важный центр раннего христианства, принесенного апостолами Петром, Павлом и Варнавой. Антиохию называют «колыбелью христианства», потому что, согласно Книге Деяний святых апостолов, обращенные жители Антиохии были первыми, кого стали называть «христианами» (Деяния 11:26).
Иоанн родился в семье богатых родителей по имени Анфуса и Секунд. Его отец был высокопоставленным должностным лицом. Но Секунд, отец Иоанна, умер вскоре после рождения сына, которого затем воспитывала его мать – христианка Анфуса, которая была очень близка Иоанну на протяжении всей ее жизни.
Иоанн обучался у знаменитого языческого учителя Либания, благодаря которому он приобрел навыки риторики и любовь к греческому языку. В возрасте 20 лет Иоанн стал оглашенным, это означает, что он готовился к крещению. Как я уже упоминала в нескольких предыдущих эпизодах, мои многочисленные зрители, крестить младенцев еще не было принято среди христиан. Они принимали крещение в зрелом возрасте.
В то время Иоанн изучал теологию у пресвитера Диодора Тарсийского. И Иоанн почувствовал сильное желание посвятить свою жизнь аскетизму и стать отшельником, но его мать была против этого, и он пообещал ей, что при ее жизни он не оставит ее и не станет отшельником.
Будучи оглашенным в течение трех лет, Иоанн был крещен, а также был сделан чтецом епископом Антиохийским, святителем Мелетием.
Мать Иоанна умерла, когда ему было уже за 20, и он стал монахом в горах за пределами Антиохии и жил отшельником в течение 2 лет, вел тяжелую аскетическую жизнь, строго постился, мало спал и заучивал Библию наизусть. Но он настолько ослабил свое здоровье аскетической жизнью, что был вынужден вернуться в Антиохию, где служил в качестве священника в течение 20 лет.
Будучи священником, Иоанн стал очень известным и приобрел славу очень одаренного проповедника. Хотя Иоанн и жил во время арианских и других богословских споров, в своих проповедях он не сосредоточивался на догматических понятиях, но скорее на практическом применении Писания в повседневной жизни. Он, в частности, обращал особое внимание на важность милостыни бедным и часто увещевал богатых за их пренебрежение к нуждающимся.
В 397 году византийский император Аркадий назначил его архиепископом Константинополя. В это время церковь Константинополя пребывала в смятении: духовенство вело жизнь в роскоши, процветала коррупция. Будучи архиепископом, Иоанну следовало устраивать и посещать дорогие приемы вместе с другими влиятельными сановниками города. Однако, к большому огорчению влиятельных деятелей, Иоанн не делал того, что от него ждали, и продолжал вести свой аскетический образ жизни, отдавая деньги в помощь бедным.
Он часто укорял богатых мужчин и женщин города за их напускное благочестие, когда они делали щедрые пожертвования на дорогое украшение церквей, ничего не делая для нищих на улице. Иоанн говорил им: «Что хорошего в том, что евхаристический стол перегружен золотыми чашами, когда твой брат умирает от голода? Сперва удовлетворите его голод, а затем с того, что осталось, вы можете украсить алтарь».
Поэтому Иоанн Златоуст стал очень непопулярным как среди духовенства, так и среди других богатых людей города, включая императрицу Евдоксию, жену императора Аркадия. Видите ли, императрица часто подозревала, что Иоанн критикует ее.
Здесь я должна сократить нашу историю и только скажу, что несмотря на популярность Иоанна среди простого народа его влиятельные враги добились своего, и он был сослан. Он умер во время тяжелого перехода к месту ссылки, подвергаясь жестокому обращению стражей, 14 сентября 407 года. Его последними словами были, как известно: «Слава Богу за все!»
Мысль сегодняшнего дня
Еще многое можно сказать о святителе Иоанне Златоусте, но я хочу обратить внимание на следующее: он не был человекоугодником. То есть он не жертвовал тем, кем он был, – что и означает быть христианином – быть движимым любовью ко Христу и через это угождать другим людям. Это означает, что им руководила любовь, а не страх.
Он не боялся мнения других людей, даже когда это было мнение других церковных иерархов или очень влиятельных людей, потому что его внимание по-прежнему было сосредоточено на Боге и Его слове.
Видите ли, когда мы попадаем в колею человекоугодия, мои многочисленные зрители, заражаемся «болезнью угождать», мы теряем этот фокус. Мы перестаем удерживать нашу связь с Богом и Его словом, и сосредоточиваемся на постоянно меняющемся и, таким образом, неконтролируемом феномене человеческого мнения.
Это происходит от страха быть отвергнутым; не быть принятым. Мы могли бы предположить, что мы просто добры к другим людям или даже являемся своего рода «миротворцами», но человекоугодие фактически приводит нас к потере нашего внутреннего мира, без которого мы не можем по-настоящему приносить пользу ни другим людям, ни самим себе.
Конечно, очень легко попасть в эту колею, когда мы не сосредоточены на Боге и Его слове, на служении Ему, потому что мы должны служить кому-то, как говорит Боб Дилан, и если мы не служим Богу, мы в конечном итоге служим кому-то другому или всем остальным. Но когда мы все же попадаем в эту колею, давайте напоминать себе переориентироваться на Бога в нашей ежедневной молитве и внимании к Его слову, которое говорит нам: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк. 12:31).
И это значит, что мы не можем заботиться о наших ближних, не заботясь прежде всего о самих себе. То есть фокус на служении Богу и Его слову помогает нам освободиться от этой постоянной потребности, разрушительной и нездоровой, – служить всем остальным.
Вот и все на сегодня, дамы и господа.
Прежде чем уйти, пожалуйста, уделите минутку и подпишитесь на этот канал на YouTube. Это можно сделать под видео. Если вы смотрите эпизод не на YouTube, вы должны нажать на слово YouTube в нижней части видео, а затем нажать на кнопку «Подписаться». Пожалуйста, сделайте это для нас! Большое спасибо.
Вот и все на сегодня! Святитель Иоанн Златоуст! Благодарю!
Перевод: Алена Гаспарян