Кофе с сестрой Вассой: Тайна Церкви
Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».
– Здравствуйте. Я сестра Васса, и я пью кофе перед выходом на работу сегодня в Вене, в Австрии.
Сегодня я расскажу вам об интереснейшем периоде византийского литургического календаря – неделе Святых Отцов 1-го Вселенского собора.
Этот период предшествует великому празднику Пятидесятницы, т.е. 50-му дню после Пасхи. Пятидесятница – день сошествия Святого Духа, свидетелями чего были апостолы. Это произошло в Иерусалиме.
Поговорим о воскресенье накануне Пятидесятницы, когда мы празднуем память 318-ти святых отцов, собравшихся на 1-й Вселенский собор.
Этот собор состоялся в 325 году н.э. в городе Никея неподалеку от столицы Римской империи –Константинополя. Собор был созван римским императором Константином Великим – первым римским императором, принявшим христианство.
Главным вопросом, который рассматривался на том соборе, был вопрос об учении священника Ария. Арий учил, что Христос был сотворен Богом-Отцом, и сам Богом не был. Собор отверг это учение как ересь и провозгласил, что Христос есть истинный Бог, он единосущен Богу-Отцу и имеет ту же божественную природу.
Сейчас многие наверняка спросят: а мне-то какое дело до всего этого? Какой-то собор 4-го века… Какое все эти события имеют значение сейчас? И зачем мне праздновать это? Хорошие вопросы!
Чтобы объяснить зачем, я не буду рассказывать вам об исторических деталях 1-го Вселенского собора. О нем вы можете почитать где угодно – просто погуглите это словосочетание. А мы сегодня поразмышляем о том, почему же нам нужно помнить об этом празднике, и почему именно перед праздником Пятидесятницы.
В литургических песнопениях этого периода есть едва заметные нотки печали. Ведь на 40-й день после Пасхи мы праздновали Вознесение Господне. Апостолы не могли не чувствовать некоторую скорбь физической разлуки со Христом, что физически Он уже не был с ними.
Они не знали точно, чего же ждать дальше. Хотя мы знаем, что они испытывали и «радость великую» при Его вознесении, тем не менее, есть некоторая скорбь осиротевших. Некоторые песнопения праздника Вознесения Господня говорят об этом: Например, «Не остави нас сирых, Господи», или в кондаке говорится, в утешение: «…никакоже отлучаяся, но пребывая неотлучный».
Если вдуматься, если внимательно вслушаться в тексты служб Великого Поста и послепасхальных служб, то мы увидим: в этих текстах нам дан полный катехизис христианской веры. И на этой неделе мы подошли к одной из самых, можно сказать, сложных тем христианского богословия, к теме Церкви, что есть таинство Церкви. И к ещё более сложной теме церковного авторитета.
Наше постмодернистское сознание может усомниться: как смогла группа людей, собравшихся вместе, провозгласить точные определения о Боге? А на 1-м Вселенском соборе эти истины были провозглашены именно людьми, снабженными церковным авторитетом. Потому сказал апостол Павел, что Церковь – это не ум Христа, не душа Христа, а – «Тело Христово».
Да, это не только духовная реальность, но и физическая. И эту физическую реальность, особенно ее человеческую сторону, довольно трудно принять. Тем более человеку с постмодернистским сознанием.
Давайте обратимся к текстам служб – может быть, нам станет понятнее, что мы называем «таинством Церкви»? Само календарное расположение этого праздника, за одну неделю до Пятидесятницы, когда празднуется Сошествие Святого Духа на апостолов, нам говорит о том, что 318 святых отцов в Никее собрались именно как Церковь, в том же Святом Духе, Который сошел на апостолов.
Святые отцы Никейского Собора потому называются в одной из стихир этого воскресенья: «тайные Духа трубы». Потому это воскресенье святых 318-ти отцев нам говорит о преемственности и непрерывности Откровения, от апостолов до этих отцев 4-го века.
Кто-то может сказать: «Ох, что-то здесь слишком многое нужно принять на веру». Но пока вы не закрыли этот текст или не выключили видео, я внесу еще большее смущение в ваше постмодернистское сознание.
Этот праздник выражает целостность, непрерывность Откровения не только от апостолов к святым отцам – но и от ветхозаветного Авраама к этим отцам. На вечерне этого праздника читается паремия, отрывок из главы 14-й Книги Бытия. В нем описывается, как Авраам, узнав о том, что его родственник Лот попал в плен, собрал маленькую армию из 318 своих слуг и освободил Лота.
Чтение именно этого отрывка из Ветхого Завета, говорящего о 318-ти домашних слугах Авраама, аллегорически говорит нам о том, что 318 Отцев 1-го Вселенского Собора так же являются как бы воинством Бога Авраама. Т.е. что Бог Авраама – это Бог святых отцов.
…В таинстве Церкви есть много моментов, которые с наскоку не понять. Особенно из-за человеческих грехов, ошибок и слабостей. Например, церковные разделения или же насильственное преследование еретиков. И тем не менее – в это день мы празднуем тот замечательный факт, что Господь даровал Откровение именно людям, человечеству, в соборном контексте Церкви.
И все мы призваны жаждать этого Откровения – этой мудрости, которая дана нам в призывающем к смирению историческом контексте Церкви. Да-да, именно к смирению. Нужно очень много смирения, чтобы быть частью того, что мы называем Церковью. Чтобы принять Откровение, дарованное не отдельным, разъединенным индивидам, но соборно, общине верующих, Церкви.
Реальность Церкви Христовой приводит нас к принятию друг друга, т.е. несовершенных людей, с верой в искупленное человечество. Ибо наше человечество искуплено в богочеловеческом Теле Церкви.
Как сказано в икосе на утрени в Неделю святых отец 1-го Вселенского собора:
«…Услышим Божью Церковь, вопиющую: Жаждущий да идет ко мне и пьет; чаша, которую я держу, есть чаша премудрости, питие истины в ней я растворила словом, изливает она воду не прекословия, но исповедания. Из нее пьет нынешний Израиль и созерцает Бога возглашающего. Видите, видите, что это – Я Сам, и Я не изменяюсь. Я, Бог – первый, Я – Бог и после того, и кроме Меня вообще нет иного. Потому причащающиеся насытятся и восхвалят благочестия великое таинство».
Быть частью Церкви – значит пить «не воду прекословия, но исповедания». Итак, нужно много смирения, чтобы принимать друг друга как Церковь.
Перевод: Алена Гаспарян
Читайте также:
- Кофе с сестрой Вассой: «В юности я перестал ходить в церковь»
- Кофе с сестрой Вассой: О дорожных знаках благодати
- Кофе с сестрой Вассой: иконоборчество и иконопочитание