Кофе с сестрой Вассой: Василий Великий и его непоследовательность
Приветствую всех! Я сестра Васса и я сейчас пью свой кофе здесь, в Вене, Австрии.
Сегодня мы поговорим об одном из самых влиятельных и любимых святых всего христианского мира, святителе Василий Великом.
В византийской литургической традиции святитель Василий вспоминается ежедневно, потому что несколько известных ежедневных молитв написаны им, и 10 раз в году мы совершаем божественную литургию святителя Василия Великого. День памяти Василия Великого празднуется 1 января, в день его преставления.
Мы говорим сегодня о нем по той причине, что мы должны сейчас наверстать многие пропущенные в прошлом году эпизоды, когда я путешествовала. И если вы не заметили, мы полностью пропустили весь месяц январь.
Знаете, мы планируем сделать полный год на DVD, чтобы эти видео можно было легко использовать дома или в классе, например, в церковно-приходских школах. На самом деле, мы призываем вас приобретать кружки, потому что мы пытаемся собрать средства, чтобы выпустить эти DVD-диски. И пока мы собрали гораздо меньше, чем нужно, чтобы осуществить это. Так что закажите кружку, если вы еще этого не сделали, и давайте поговорим о Василии Великом!
Василий Великий родился в очень благочестивой и богатой семье в Кесарии, в Каппадокии, что находится в Малой Азии, около 330 года. Между прочим, мы уже говорили об этой семье в эпизоде о святой Макрине, которая была старшей сестрой Василия Великого. Василий был вторым по старшинству ребенком Василия Старшего и Емилии, которые были канонизированы, как и некоторые из их детей, в том числе святитель Григорий Нисский и Пётр Севастийский, младшие братья Василия Великого.
Василий родился в период больших изменений и споров как внутри Церкви, так и в Римской Империи. Примерно за 17 лет до рождения Василия Великого император Константин Великий официально провозгласил веротерпимость к христианам на территории Римской империи в соглашении со своим соперником, императором Лицинием, в 313 году. Соглашение известно как Миланский эдикт. Константин сам принял христианскую веру и интересовался церковными вопросами, в том числе богословскими вопросами, которые все это время созревали внутри или даже в глубине подвергаемой гонениям Церкви.
Всего за 5 лет до рождения Василия Великого, в 325 году, Константин созвал Первый Вселенский Собор в городе Никея, недалеко от новой столицы Римской империи, Константинополя. Этот Собор официально осудил учение Ария, называемое арианством, которое отрицало божественность Христа, утверждая, что Он был создан Богом Отцом, и, следовательно, не является предвечным и единосущным Отцу.
Хотя Собор и отверг это учение и провозгласил, что Христос действительно является единосущным Отцу, этот Собор только начал борьбу с арианством. Потому что, как выяснилось, большинство епископов Востока фактически верили в некую форму арианства, хотя они и подписали постановление Собора. Сам император также в конечном итоге встал на сторону арианства уже после Собора, как и несколько императоров после него.
Но давайте вернемся к святителю Василию. Он получил самое лучшее образование, которое возможно было получить в то время, и не только в сфере христианской веры. Он учился сначала в Кесарии, а затем в Константинополе и Афинах наряду с другими студентами, такими, как Григорий Богослов, который стал его близким другом. Василий очень старательно изучал риторику (искусство эффективной устной или письменной речи), грамматику, философию, астрономию, геометрию и медицину. Он позже нашел хорошее применение этим дисциплинам в своих богословских работах.
Когда он вернулся домой после учебы, как пишет Григорий Нисский, Василий возгордился своими академическими достижениями и начал стремиться к выдающейся карьере в области права и преподавания риторики. Но, в основном под влиянием своей сестры Макрины, вскоре он решил отказаться от своей карьеры и целиком посвятить жизнь Богу и стать монахом. Он был крещен в тот момент, в 356 году, в возрасте 26 лет в Кесарии. Как видите, тогда не было принято крестить младенцев.
Затем он путешествовал по различным монашеским центрам на Востоке, видел различные формы монашества и обнаружил, что его привлекает общинная монашеская жизнь. Так он поселился на отдаленном участке, принадлежавшем его семье, недалеко от Аннеси вместе с группой монахов-единомышленников.
Хотя святитель Василий прожил только 5 лет в этой монашеской общине, именно здесь он написал очень важные правила по монашеской общинной жизни, которые оказали влияние на развитие традиций монашества не только на Востоке, но и на Западе.
В 364 году Василий был вызван местным епископом в Кесарию, был рукоположен в священники и помогал епископу в управлении епархией, борьбе с различными формами арианской ереси и направлял все усилия на достижение церковного единства в условиях очень сложной церковно-политической обстановки. Когда местный епископ умер, святитель Василий был избран его преемником и посвящен в сан епископа Кесари в 370 году в возрасте 40 лет.
Современники характеризовали Василия Великого как иногда вспыльчивого и властного, но также великодушного и очень сострадательного епископа. Например, он построил комплекс за пределами Кесарии, который включал богадельню, приют и больницу. И мы знаем из его писем – у нас сохранилось много его писем, – что он лично занимался исправлением и перевоспитанием блудниц и разбойников.
Он также был очень известным и пылким проповедником, проповедуя каждое утро и вечер в своей церкви. Он также продолжал, будучи епископом, работать над достижением церковного единства и заниматься написанием богословских трудов, которые очень способствовали формированию учения Церкви о Святой Троице.
Святитель Василий умер в 379 году в возрасте 49 лет.
Давайте задумаемся о наиболее поразительном, по моему мнению, качестве святителя Василия – знаете, каком? О его непоследовательности.
Будучи очень точным в вопросах богословия и бескомпромиссным в отношении истины и веры, он часто демонстрировал удивительную непоследовательность в области литургической и канонической практики ради церковного единства. То есть он не настаивал на своих взглядах и действиях, когда ими можно было поступиться, не предавая при этом истину.
Например, возможно, это покажется удивительным некоторым из нас, но он не стал настаивать на том, чтобы перекрещивать тех еретиков, которые были приняты в Церковь, когда он узнал, что другие епископы не перекрещивали таких еретиков. Вы могли читать об этом в первом Каноне Василию Великому.
Несмотря на то, что сам Василий, как он пишет, не был согласен с такой политикой, и это была не его политика, но он не стал нарушать церковное единство и принял политику этих епископов.
Таким образом, можно сказать, что Василий Великий был непоследовательным. И это является здоровым качеством, если задуматься об этом. Потому что, на самом деле, абсолютная последовательность или совершенное следование логике не являются характеристиками здравомыслящего человека, но скорее безумца. Как пишет Г.К. Честертон, «Сумасшедший – это не человек, который потерял свой рассудок. Сумасшедший, – это человек, который потерял все, за исключением своего рассудка».
Знаете, мы иногда хотим думать, что история Церкви очень проста, с очень четкими, черно-белыми правилами, которым следуют великие отцы Церкви. Но если мы видим историю Церкви таким образом, то мы не знаем историю Церкви.
Василий Великий не следовал неукоснительно правилам Церкви, которые он понимал. Он скорее нес свое служение, свое священство в согласии со Святым Духом. Ведь способности Василия Великого как церковного деятеля, в конечном счете, пришли не из каких-то правил или внешних форм, но от Бога, от Святого Духа. Это находится в ведении Святого Духа, о чем и пишет апостол Павел: «… способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3: 5-6).
Конечно, правила имеют свое место и свое основание, и апостол не призывает нас к анархии! Тем не менее, давайте помнить, что в нашей жизни, в Церкви Святого Духа, именно Он руководит установлением правил, а не наоборот.