Главная Церковь Дорога к храму Богослужение

Кофе с сестрой Вассой: Вечерняя молитва друг за друга

Самая естественная потребность в мире – молиться друг за друга перед сном. Это так же естественно, как поцеловать детей перед сном
Сестра Васса (Ларина) продолжает объяснять смысл вечернего богослужения и самых важных его элементов. В сегодняшнем выпуске её «сенсационного шоу» можно узнать о том, что такое прокимен, почему так важно помнить о красоте и какая потребность в мире – самая естественная.

Всем привет!

Меня зовут сестра Васса, и как обычно я пью свой утренний кофе в Вене, Австрии, потому что… Ну, потому что я тут живу.

Сегодня мы продолжим увлекательное обсуждение византийской вечерни (вечерней службы).

Но перед тем как начать, я должна сказать вам, мои многочисленные слушатели, нечто очень важное. Скоро я буду выступать в Соединенных Штатах, в следующих городах: Лавлэнд, штат Огайо (там пройдет конференция РПЦЗ в честь Святого Германа); Вэйн, штат Западная Виргиния; Энн Арбор, штат Мичиган; Гошен, штат Индиана; Элмхерст, Иллинойс, – это все в окрестностях Чикаго.

А затем в Калифорнии, в Даймонд Спрингз, Ирвин (район Лос-Анджелеса). То есть практически по всей Америке.

Да, я забыла! Еще я буду в Атланте, штат Джорджия. Так что если вы живете в одной из этих областей, проверяйте даты на нашем новом сайте www.srvassa.com. Пожалуйста, присоединяйтесь, если вы живете в этих районах!

И еще одна новость, коротко расскажу о ней. У нас вышла новая серия «Перерыв на кофе», «кофебрейк». Это мини-эпизоды всего на две минуты. Если вы их еще не видели, посмотрите! Особенно когда у вас нет настроения слушать меня целых десять минут.

Продолжаем нашу программу и возвращаемся к теме вечерни. Пожалуйста, вернитесь к прошлому эпизоду и посмотрите его, если вы не смотрели раньше, чтобы знать, о чем будет идти речь сегодня.

Кофе с сестрой Вассой: Введение в вечерню

Я перехожу ко второй части вечерни, которая начинается после молитвы «Сподоби, Господи!» (мы упоминали эту молитву на прошлой неделе). После этой молитвы мы слушаем ряд гимнов на темы грядущего церковного дня, которые называются «стихиры на стиховне».

Далее следует духовная песнь «Святой Симеон, несущий Господа», взятая из Священного Писания (Евангелие от Луки 2: 29-32). Святой Симеон – старый, очень старый человек, приветствовавший Иисуса, когда младенца Иисуса принесли в храм, вскоре после Рождества. Молитва начинается со слов «Ныне отпущаеши…», “Nunc dimitis” на латыни.

Если в первой части вечерни доминировали темы из Ветхого Завета (воспоминания о Сотворении мира Богом и различные псалмы), то во второй части эта молитва Святого Симеона символизирует переход от Ветхого Завета к Новому.

Кроме того, возникает новая тема, тема смерти, поскольку, согласно традиции, Святой Симеон приветствовал Иисуса и вскоре после этого умер. Мы еще поговорим об этом подробнее в последующих эпизодах.

Последний основной элемент вечерни – это последний тропарь. Обычно это короткий гимн, посвященный празднику или святому наступающего дня. А в воскресенье это гимн Богоматери, «Богородице дево радуйся». Этот гимн также напоминает нам о самом начале Нового Завета – о приветствии Пресвятой Девы архангелом Гавриилом в Благовещение.

Итак, вечерня помогает нам перенаправить наши мысли в вечерний час, вдохновить нас перед началом нового, завтрашнего дня, и напомнить нам о нашем начале начал, от Сотворения мира Богом как дара людям до Благовещения – Благой Вести, что Христос пришел в наш мир.

Я еще не успела упомянуть другой очень древний элемент вечерни – несколько литаний, которые возникают на протяжении всей службы. По-русски их называют ектении. Это ряд молитв, которые читаются дьяконом или священником, на которые отвечает хор, обычно словами «Господи, помилуй».

В этих литаниях мы молимся за всех нас вместе, за нас как за сообщество, а также за людей или группы людей, которые особенно сильно нуждаются в наших молитвах, например, за больных и нуждающихся.

Это очень древний элемент христианских вечерних богослужений, как я уже упоминала. Потому что это действительно самая естественная потребность в мире – молиться друг за друга перед сном. Это так же естественно, как поцеловать детей перед сном.

С древнейших времен в этих литаниях молятся за представителей церковных и светских властей. За епископа, президента и так далее. И давайте признаем: мы гораздо эффективнее критикуем представителей властей, чем молимся за них.

Но давайте вернемся к одной из составляющих частей вечерни и подробнее поговорим о прокимне. Этот короткий стих из псалма, повторяющийся несколько раз в середине вечерни. В воскресную вечернюю службу, которая отмечается вечером в субботу, и когда мы начинаем еженедельное прославление Воскресения Христова, прокимен звучит так: «Господь царствует; он облечен красотой» (Псалом 92:1).

Этот стих взят из псалма 92, и он поется несколько раз, пока дьякон или священник читают другие стихи из того же псалма, между повторами хором основного стиха, прокимна. Греческое слово «прокименос» означает «то, что предшествует». Прокимен периодически предваряет, а в древние времена всегда предварял чтения отрывков из Библии.

Особая форма этой части службы – один короткий стих, повторяемый несколько раз, – отличает ее от других частей вечерни. И мы можем задаться вопросом: какой смысл повторять одно и то же несколько раз?

Видите ли, этот повтор учит нас остановиться и глубоко задуматься над одним стихом из Писания.

Над одним особенно выразительным стихом. Нам может показаться, что глубокие размышления над определенным стихом Писания – это своего рода духовное упражнение, которое доступно лишь монахам, ведущим созерцательный образ жизни в каком-нибудь удаленном монастыре. Но в древней службе вечерни нас всех призывают к подобному, ради чего светские люди, исповедующие христианство, собирались вместе на протяжении многих веков в городах, повсюду.

Как я уже упоминала, прокимен – стих из псалма, который мы поем несколько раз, – в воскресную вечернюю службу (вечером в субботу) – это славословие. «Господь царствует; он облечен красотой».

Нас призывают восславить и обдумать два качества воскресшего Спасителя. Два качества, которыми в полной мере обладает лишь Он один. Царствие и красота. Господь как Творец красивого материального мира и как источник всей силы и власти проявляется при Воскресении в двух этих качествах, облеченный в красоту – в свое воскресшее человеческое тело.

Когда мы восславляем и обдумываем эти качества в Богочеловеке в нашем воскресном праздновании, мы привносим в нашу молитвенную жизнь новый уровень сопричастности с Богом. Потому что так часто мы озабочены собственными делами и рутинными проблемами, что наши ежедневные молитвы напоминают список покупок, который мы представляем Богу. «Дай мне то, дай мне это».

Но перенаправляя свое внимание к Богу и Его абсолютному добру, Его силе и красоте, мы поднимаемся над нашими заботами и волнениями, над политикой, над нашими ограниченными и ограничивающими взглядами, поскольку мы освещаем собственные несовершенства тем, что находим в собственных сердцах и мыслях Бога и абсолютное добро.

На сегодня все, дамы и господа!

Пожалуйста, не забудьте посетить наш новый веб-сайт www.srvassa.com, а также подписаться там на нашу рассылку, чтобы мы могли уведомлять вас обо всех забавных вещах, которые тут происходят. И я надеюсь встретиться с вами на следующей неделе. Мы продолжим наше увлекательное обсуждение вечерни!

Спасибо.

Перевод Алены Гаспарян

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.