Кофе с сестрой Вассой: «Возьми постель твою», или Если прошлое причиняет боль
Всем привет!
Я – сестра Васса, и я, как обычно, пью свой утренний кофе здесь, в Вене, в Австрии.
Сегодня, мои многочисленные слушатели, мы обратимся к повествованию из Евангелия от Иоанна, – о том, как Христос исцелил парализованного человека в Вифезде.
Этот текст по византийской литургической традиции читается в четвертое воскресенье Пасхи. Это одно из воскресений, поводящих и готовящих нас к великому празднику, – Пятидесятнице или Троице, который, если вы вдруг не знали, отмечается ровно на пятидесятый день после Пасхи в честь нисхождения Святого Духа на апостолов.
Те из нас, кто ходит в церковь, слышат эту историю из года в год в одно из воскресений, которое призвано подготовить нас к Троице и к принятию нами дара – Святого Духа.
Однако, несмотря на то, что многие из нас знают эту удивительную историю о том, как Христос исцелил этого человека с помощью преобразующей силы слова, давайте обратимся к этому тексту еще раз и взглянем на него по-новому. Поскольку этот текст также может изменить нас, если мы по-настоящему откроем наши сердца навстречу Его словам. Они укрепляют в нас то, что нуждается в укреплении, и устраняет то, что нуждается в устранении.
…Пожалуйста, не задавайте мне вопросы о музыке! Как вам известно, выбираю музыку не я!
Итак, давайте взглянем на пятую главу в Евангелии от Иоанна, посвященную излечению паралитика.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
(Евангелие от Иоанна, 5:1-9)
Поскольку это был шабат, евреи говорили, что по Закону Божьему, нельзя носить постель.
Давайте уясним несколько моментов об этом отрывке. Прежде всего, в нем возникает тема воды, которая тесно связана с жаждой или желанием. И эти темы, воды и жажды, неоднократно будут возникать во время недель, ведущих к Пятидесятнице: на праздник Преполовения, в воскресение самаритянки, воскресенье слепца и воскресенье отцов первого экуменического собора.
Поскольку, видите ли, чтобы подготовиться к празднику Троицы и принятию Святого Духа в дар, мы должны возродить в себе собственное чувство жажды Духа, собственное желание спасения, ибо мы с легкостью впадаем в апатию и пораженчество.
Либо мы ощущаем самонадеянность в наших отношениях с Богом, тем самым захлопывая дверь перед милостью Святого Духа. Мы должны хотеть Его милости, испытывать в Нем нужду, чувствовать собственную беспомощность без Него, чтобы Его милость вошла в нашу жизнь.
Именно поэтому Христос спрашивает человека из Вифезды: «Хочешь ли ты быть здоров?» И ответ этого человека показывает, что год за годом он пытался справиться сам и к настоящему моменту осознал свое бессилие. Поскольку его собственные попытки не привели к исцелению.
Впрочем, он так и не понял, КТО мог бы восстановить его здоровье. Вскоре ему предстояло это понять, поскольку Христос вошел в его жизнь.
Итак, нам ничего не известно о том, как ранее жил этот человек, каким он был, прежде чем его парализовало. Однако очевидно, что целых 38 лет он был болен по причинам, известным одному лишь Богу. И за это время он сумел осознать свое бессилие и быть готовым к исцелению по слову Божьему, – Который сказал ему взять постель и ходить.
Мысль сегодняшнего дня
Между нами говоря, мои многочисленные слушатели, я всегда считала особенно поразительным то, что Христос призвал этого человека нести свою постель, и тот ее понес на глазах у всех.
Можно подумать, что, будучи прикованным к постели все эти трудные 38 лет, он бы с радостью оставил это напоминание о прошлом позади. Но нет, Иисус говорит, чтобы он взял ее, взял с собой.
Я думаю, что подобным образом и нас призывают не избегать нашего прошлого, не захлопывать за ним дверь, если наше прошлое причиняет нам боль, – по нашей ли вине или из-за действий других людей.
Коль скоро мы излечились, будь то внезапно и резко, как этот паралитик, или постепенно, медленными шагами, так или иначе мы можем извлечь пользу сами или принести ее другим, обращаясь к прошлому.
Поскольку то, как Бог исцелил нас, или те опасные ситуации, из которых Он нас вывел, или то, как Он подарил нам смелость или мудрость, – все это, как часть нашего собственного креста, который мы несем, также является свидетельством милости Божьей в нашей жизни.
И подобный опыт помогает нам сопереживать другим людям, попавшим в аналогичные ситуации, а также напоминает нам, что нужно быть благодарными.
Итак, давайте не будем погрязать в постели нашего прошлого. Давайте возьмем ее с собой и будем ходить. Идти к еще большей славе Господа.
На сегодня все, дамы и господа! Надеюсь, увидимся в следующий раз!