Ездили мы тут с Ванькой по Золотому Кольцу. И не могли долго гида в Ростове найти. Попросили уже нашего ангела-хранителя в Ярославле Марину Селифонову помочь нам. А она поначалу написала, что пока никого не нашла. Ну что делать?
Забронировал отель в Ростове, позвонил туда и заодно попросил помочь нам найти экскурсовода. Они, кстати, сразу откликнулись. Перезвонили и говорят, вот вам гид. Я обычно в такой ситуации начинаю щеки раздувать, мол, нам нужен гид особый, у нас, мол, куча образований, мы и историю неплохо знаем, мы и богословские дипломы имеем. А мне отвечают, да вы не сомневайтесь, гид хороший, он у нас тут и богослов, и все, что хотите. Ну ладно.
Приезжаем в Ярославль, Марина водит нас по городу. И заодно спрашивает:
– Вы отцу Александру в Ростов позвонили?
– Какому отцу Александру?
– Ну, вы же просили гида в Ростове. Я вам нашла, вчера вечером телефон прислала.
Гляжу – и правда, я пропустил ее сообщение.
А сам думаю:
– Нужен ли нам какой-то провинциальный поп в качестве гида? Замучает своей местечковой ортодоксией. Нет, лучше возьмем светского, с которым уже договорились. И Марине так и говорим, мол, есть уже у нас гид.
А сами дальше по Ярославлю ходим. А Марина, между делом, нам рассказывает, чтобы мы учитывали, что, мол, в Ростове люди не простые. Мол, там сильное мерянское и чудское влияние, люди там с сильными языческими склонностями, много народу увлекается экстрасенсорикой, эзотерикой, магией всякой. Ну, и мне уже в новом свете представляется этот обещанный нам гид, который «и богослов, и все, что хотите».
– А ну его, – думаю, – от греха подальше, возьмем лучше православного попа, там если и будут какие тараканы, так это ж наши, родные, православные тараканы. И начинаю я судорожно, даже можно сказать, в панике, звонить этому самому пресловутому отцу Александру в Ростов. Звоню-звоню, и не дозваниваюсь. Ага, значит, придется смотреть город с этим эзотериком. Ну ладно.
Приезжаем мы с Ванькой наутро к Спасо-Яковлевскому монастырю, встречает нас гид. Странный немного. В шляпе. С бородкой. Типичный эзотерик. И ведет нас в монастырь. Хорошо так ведет, очень интересно рассказывает, знаний – море, подача интересная, богословие на уровне, эзотерики ноль. Услышал про мою семинарию за плечами, оживился. Короче, нормальный человек – все тараканы наши.
И так мы из монастыря – уже в разные городские храмы, и очень нам наш гид нравится, и столько он всего знает, и общаться с ним так легко и интересно, и радуюсь, что мы до того попа не дозвонились, потому что этот светский – ну просто удача.
Ну а хороший гид, он, как известно, всегда немного полягает нехороших. Это профессиональное. И наш тоже, мол, развелось нынче, ничего не знают, чушь всякую несут, да еще, если какой, мол, православный темный попадется, вообще беда. И я с ним, конечно, соглашаюсь, киваю, что, мол, тоже этого опасаюсь. И что хорошо, что именно он нам попался. Потому что вот, пытались нам подсунуть тут какого-то местного отца Александра, ну и, слава Богу, не подсунули.
Гляжу, гид наш тут встрепенулся, вскинулся на меня и спрашивает:
– Какого это еще отца Александра?
Я говорю:
– Да гида какого-то нам советовали, отца Александра. А мы решили, лучше светского возьмем. Вот вас, например.
– Ну, вообще-то, – говорит нам наш экскурсовод, – в Ростове есть единственный гид отец Александр – это я.
– Вы – отец Александр?
– Да, я отец Александр.
– Точно?
– А что вас удивляет?
Тут мы с Ванькой заходимся в самом безудержном пятиминутном приступе хохота, сквозь который рассказываем оторопевшему нашему гиду историю про то, как мы пытались поменять его же на него же, и в итоге к нему же Господь нас и привел.
И вот поглядите, как работает промысел Божий.
– Короче, – говорю, – батюшка, благословляйте нас.
И мы с Иваном складываем ладошки лодочкой.