Исторически верно и эстетически бесподобно
Отреставрированы не только стены. Старейшее учебное заведение нашего города получило просторные светлые аудитории, прекрасно оборудованные библиотеку, общежитие и трапезную. Здесь возродилась духовная жизнь. Восстановлен необыкновенной красоты храм во имя cвятого апостола Иоанна Богослова. А с открытием Музея истории Саратовской митрополии наш город получил новый культурный объект.
Идея создания музея принадлежит Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину. До революции церковные художественно-исторические музеи были во многих епархиях Русской Православной Церкви. После закрытия их экспонаты вместе с изъятыми из разоренных храмов и монастырей богослужебными предметами поступили на хранение в запасники государственных музеев, где чаще всего и оставались в тишине и молчании, невидимые и неведомые миру. Перед создателями нового музея истории митрополии стояла задача собрать их воедино, чтоб они «заговорили».
Разумеется, этому предшествовала длительная и кропотливая научно-исследовательская и собирательская работа, результатом которой стала музейная коллекция в тысячу экспонатов. Немалая часть была пожертвована из частных архивов духовенства и прихожан храмов митрополии. Раритеты также предоставили государственные архивы Саратовской области, музей краеведения, епархиальный архив.
Впрочем, сама экспозиция, разместившаяся в одном большом зале, была собрана в кратчайшие, немыслимые для музейщиков сроки. Об этом рассказывает автор экспозиции Ольга Васильевна Гришанина,заместитель директора по научной работе Саратовского государственного музея боевой славы:
– В это никто не верит, особенно те, кто знаком с музейным делом, но мы собрали экспозицию буквально за несколько месяцев. Без Божией помощи это было бы невозможно.
У Ольги Васильевны большой опыт сотрудничества с епархией. Она занималась изучением темы участия саратовских священнослужителей в Великой Отечественной войне, результатом которой стала выставка «Господь нам дарует победу!», проходившая в Музее боевой славы на Соколовой горе; много лет преподает в воскресной школе храма во имя Марии Магдалины, а в этом году стала лауреатом высшей церковной педагогической премии «Серафимовский учитель». Победить в престижном конкурсе ей помог в том числе и новый музейный проект.
Соавтором экспозиции музея стал историк, член епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Валерий Владиславович Теплов. Разработкой дизайн-проекта музея, изготовлением и монтажом оборудования экспозиции занимались специалисты ООО «Эрмитаж ХХI век» под руководством архитектора Сергея Ивановича Назарова.
– Не все и не сразу у нас получалось, мы не с первой минуты нашли общий язык, но чем дольше работали вместе, тем быстрее находились верные решения, – признается Ольга Васильевна.
О том, что работа удалась, свидетельствуют записи, оставленные в книге посетителей музея. «Исторически верно и эстетически бесподобно», – эти слова принадлежат краеведу Елизавете Ериной, директору Государственного исторического архива немцев Поволжья.
От Укека до XXI века
Прохожу по залу, всматриваясь в витрины с экспонатами, читаю подписи и пояснения к ним. До чего необыкновенные были лица, до чего красивые строились храмы! Фотографии величественных соборов, разрушенных и уцелевших, размещены по всему периметру зала. Точечная подсветка делает старинные изображения почти объемными. Такими их видели те, кто жил задолго до моего рождения. И у меня сейчас есть такая возможность.
Каким был Саратов изначально? Об этом расскажут макет саратовской крепости архитектора Сергея Назарова; копия рисунка художника Адама Олеария, путешествовавшего по Волге в 1636 году, и чертеж окрестностей города с первым изображением Свято-Троицкого собора 1736 года.
В музее собраны свидетельства церковной жизни епархии в разные исторические периоды. Самые древние экспонаты – тельные кресты XII–XIII веков, найденные в окрестностях Увека. Много веков назад здесь шумел золотоордынский Укек.
Есть в музее и ровесники Саратова – изданные печатником Андроником Тимофеевым-Невежей в Москве Триодь постная 1589 года выпуска и Триодь цветная 1591 года.
От крестов, раритетных книг и коллекции медного литья мы проходим к редким церковным документам, датированным XVII–XIX веками. Здесь храмозданные и ставленые грамоты, указ о создании Саратовской епархии.
Вижу и особые экспонаты – документы за подписью Патриарха Московского и всея России Тихона и епископа Саратовского и Вольского Гермогена (Долганева), пострадавших в годы гонений и прославленных в лике святых.
Этому периоду посвящена большая часть экспозиции. Вот фотография судебного процесса, проходившего над саратовским духовенством в 1918 году в зале Саратовской консерватории. На местах осужденных – епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов, приговоренные к расстрелу. Они смотрят в объектив камеры, прямо тебе в глаза. Иерей Михаил говорил на процессе:
– Я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор. Разве я сказал, что небо пусто? Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь. И я не верю в смерть. Если вы меня убьете, я буду жить.
Имена новомучеников епископа Германа и иерея Михаила внесены в Собор саратовских святых. Икона саратовских подвижников тут же, в музее, – дар Свято-Алексиевского женского монастыря.
Тетрадь с переписанными от руки молитвами; лампада, сделанная из подстаканника; печать для просфор – экспонаты раздела, посвященного жизни епархии в годы Великой Отечественной войны. По архивным документам были установлены фамилии более 80 саратовских священнослужителей, сражавшихся на фронте и открывавших храмы в прифронтовом Саратове.
Очень интересно выполнена часть экспозиции, посвященная архиепископу Пимену (Хмелевскому). Он дольше всех архиереев возглавлял саратовскую кафедру – почти три десятилетия.В музее воссоздан интерьер его кабинета: письменный стол, фотографии, книги, часть огромной фонотеки (владыка Пимен был большим знатоком музыки) и радиоприемник.
Ольга Васильевна рассказывает, что последний вызывает у юных посетителей музея неизменный интерес. Привыкшие к современным гаджетам и МП3-плеерам, школьники недоумевают: «А как работает эта штука?».
В своем домовом храме на улице Первомайской владыка Пимен тайно венчал своих друзей – Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую. Сохранился аналой, у которого было совершено Таинство.
Есть в музее и экспонаты, рассказывающие о служении других архиереев. Новейший период представлен в фотографиях и документах, он рассказывает о деятельности владыки Лонгина и жизни митрополии сегодня.
Особое место в собрании музея занимают святыни – иконы и богослужебные предметы: старинные кресты, потиры, антиминсы. И в этом главное отличие церковного музея от государственного учреждения культуры: его экспонаты продолжают участвовать в богослужениях и на время могут покидать выставочное пространство.
Есть у музея и еще одно назначение – быть учебной аудиторией семинарии. Музей в семинарии создавался не просто как хранилище редкостей. Здесь будущие пастыри изучают историю Саратовской митрополии и сами проводят экскурсии для посетителей.
К слову, экскурсии для школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, взрослых, паломнических и туристических групп в музее проводятся на безвозмездной основе по предварительным заявкам. С распорядком работы музея можно ознакомиться на сайте Саратовской епархии или позвонив по телефону 8 (8452) 90-00-92.
Музей открыт для сотрудничества и с благодарностью примет документы, фотографии, церковную утварь, личные вещи священнослужителей – все, что может рассказать о церковной жизни, быте духовенства и мирян и дополнить существующую экспозицию.
Фото Юлии Ракиной