Завтра я запланировала поставить елку, холодильник давно заполнен письмами Деду Морозу, дома звучит рождественское радио и пахнет цукатами. Праздник все ближе. И каждый день декабря приходят вопросы от родителей, на которые, наверное, и не может быть «правильных» ответов. Я могу предложить версии:
Что делать, если ребёнок плохо себя вёл? Можно положить вместо подарка розги или ремень или ничего не дарить?
Зимние праздники связаны с чудом и надеждой. И ощущением контакта с чем-то высшим и бесконечно чудесно-щедро-добрым. И получая свой собственный подарок, ребёнок получает и ощущение: Любовь не нужно заслуживать. Мне есть место в мире и Мир «слышит» меня.
Не корректны, на мой взгляд, родительские манипуляции — вот будешь себя плохо вести, не получишь подарка. «Хорошие мальчики и девочки», когда вырастают, так и продолжают заслуживать и выслуживаться.
Угроза наказания, ожидание наказания переживается тяжелее, чем само наказание. Любое насилие — а упоминание розг и ремня, это уже насилие, неприемлемо даже в самых высоких воспитательных целях.
У ребёнка так много игрушек. Мы решили на Новый год подарить ему одежду.
Когда-то мой ещё маленький сын сказал: “Знаешь, что такое разочарование? Когда ты ожидаешь на праздник игрушку, а тебе дарят одежду». Ребёнок все-таки ориентирован на удовольствие, а не на пользу. «Дофаминовое подкрепление», радость, где-то даже эйфорическую, мы получаем от того, что достигаем того, чего давно хотели.
Ребёнку важно предоставить возможность «захотеть».
Ребёнок получает удовольствие не только от самого подарка, подарок может быть совсем маленьким и символическим, а и от самого чуда его ожидания, нахождения, атмосферы — от музыки, елочных огней, шуршания разрываемой обертки, квеста в поиске, нахождения следов Деда Мороза (на трафарет — обрисованные стопы — сыпется мука, получаются снежные следы), от ожидания праздника на протяжении всего месяца с адвент-календарем.
Как выбрать подарок?
Здорово, если в семьях есть Журнал подарков, в котором записаны желания всех членов семьи. Часто ребёнку не столько важен сам факт покупки и обладания, а ощущение, что его желание услышано.
Ребёнку важно видеть, что у родителей тоже есть потребности и желания. И такой журнал ведь очень облегчит поиски подарков для взрослых. Когда мы выбираем ребёнку подарок, важно себе напоминать, что подарок не для нас, а для ребёнка.
У ребёнка истерика, когда ему говорят: “Ты можешь выбрать, что угодно”
Правильнее предоставлять ребёнку выбор из двух, максимум трех объектов. Избыточность выбора вызывает напряжение и панику.
Что делать, если ребёнок попросил что-то нереальное для покупки. Например, живую лошадь.
Можно предложить вместе с ребёнком поразмышлять: Дед Мороз заботится не только о самом ребёнке, но и о лошади, и о соседях. И выбирает то, что было бы все же экологично для всех.
В нескольких знакомых семьях дети сказали родителям: “У нас денег нет, а у Деда Мороза же их много. Значит, я могу попросить что-то огромное”.
Хорошо работает такой «метод». Письмо или записка, которая «приходит» от Деда Мороза или его помощников: “Я услышал о твоём желании, но у меня столько деток в мире, которым нужно подготовить подарки. Я могу в этом году для тебя подготовить х или у из твоих желаний. Выбери, пожалуйста”.
Знаю истории, в которых дети предложили родителям попросить у Деда Мороза, например, дом. В этом случае мы сказали детям: «Знаешь, к каждому большому подарку нужно быть готовым. И для подготовки некоторых подарков нужно время и наши собственные усилия. Мы не всегда можем поддерживать порядок в нашей квартире, а для дома ведь нужно ещё больше сил»
Ну и, конечно, самый сложный вопрос — я знаю, что Деда Мороза нет. Это вы приносите подарки?
Когда- то (рассказывала уже об этом) мне важный урок преподал сын. Я подготовила ему восьмилетнему в подарок чашку с логотипом из его любимого тогда сериала про изобретателей «Эврика». Он увидел у меня в компьютере подготовленный для печати логотип. Когда под подушкой на День Святого Николая нашёл чашку, пристально на меня посмотрел и спросил: “Это ты или святой Николай?”.
Я поняла, что если отвечу неправду, потеряю его доверие. Я молчала, собираясь с мыслями. А Мишка вдруг говорит: “Это святой Николай тебя вдохновил?”. “Да”, — с радостью сказала я.
Я говорила и говорю своим детям, что люблю чудеса и верю в них. И часто что-то или кто-то высший и светлый помогает нам стать проводниками чудес и радости в мире. Мы — можем стать проводниками доброты, красоты, искренности. И предлагаю стать такими проводниками для знакомых и незнакомых людей.
Важно помнить, что для любого ребёнка определяющее то, «из какого состояния» мы с ним говорим. Важна наша искренность и вера в то, что мы говорим. Любые рекомендации, любые «практики» могут работать только, если они для нас самих органичны и искренни.