Статью уважаемого школьного коллеги я прочитала со слезами узнавания. Сладкими эти слезы, к сожалению, не назовешь. Я больше четверти века проработала на следующей ступеньке пирамиды народного образования, и должна сказать, что мое положение радикально лучше потому, что я работаю с совершеннолетними людьми.
То есть, с теми, кто, согласно нашему плану (ибо нельзя же допустить, что мы плана не имеем, а просто так резвимся?!) уже пережил Таинственную Магическую Трансформацию (далее — ТМТ).
Нет, пока в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые, как вам, несомненно, известно, представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию», ТМТ не упомянута. Не «прописана», на чиновничьем языке говоря.
Не прописана, но есть. Как минимум – должна быть. Иначе совершенно непонятно, когда и каким образом носитель всех прав и привилегий, Его Величество Ребенок, должен в одночасье превратиться в подателя этих привилегий и спонсора этих прав, в презираемое всеми существо, обвешенное (о ужас!) бесконечными обязанностями, а именно – во взрослого. В какую страшную ночь, в результате ТМТ человек мгновенно утрачивает как минимум половину своей безусловной человеческой ценности и становится вот этим вот презренным вторым сортом?
Я подозреваю, что ТМТ совпадает с достижением совершеннолетия.
Теоретически.
Я преподаю в ВУЗе, и на практике вижу, что с боем часов меняется не все и не сразу.
Откровенно говоря, мои первокурсники еще не всегда и не совсем точно понимают, что больше никто не аплодирует изделию из ваты и палок, созданному юным гением в подарок маме, и требуют от гения внезапно не свободного самовыражения, а аккуратно выполненной работы.
И читают, рассматривают выполненное не с воплями восторга, а с красным карандашом и пометками «переделать» на полях…
Но это все еще не страшно.
Страшное наступает тогда, когда удается найти работу, и за хорошие деньги, например, а не так просто… И тут наступает то, что я для удобства называю «эффектом стоматолога».
То есть, всем внезапно делается наплевать, как именно вы старались во рту у пациента, и насколько интересно вам при этом было. Жестокий мир неожиданно начинает интересовать только одно: качество пломбы. То есть, результат. И если этот результат недостаточно хорош, твои попытки вдруг безжалостно обесценивают, а тебя травматизируют. Иногда – вплоть до увольнения.
И вот тут Таинственная Магическая Трансформация внезапно завершается, и клиент, рыдая, пересаживается на антидепрессанты.
Только что в блоге на фейсбуке мы поговорили с друзьями об опозданиях.
Администрация чрезвычайно вольной и либеральной московской школы вывесила в своем учреждении такое крамольное объявление: «Сегодня, 22 марта, на первый урок опоздали 67 человек. ПОЗОР!»
Родители и старшеклассники, насколько я могу судить, были объявлением чрезвычайно разгневаны, и даже произнесли слово ГУЛАГ. Естественно, в сочетании с «тут вам не».
Не стану повторять аргументы спорящих сторон. Процитирую вместо этого своего коллегу. Он работает в престижнейшем московском ВУЗе, о котором большинству и мечтать не приходится.
Так вот, цитата: «В моем достославном заведении комиссия по «контролю качества учебного процесса» с тетрадочками наперевес бегает по аудиториям и проверяет, не опоздал ли преподаватель на одну-две (ужас, пять!!) минут в аудиторию. Не отпустил ли студентов в обеденный перерыв на пять минут раньше. Глава комитета получила доступ к электронной системе охраны и ежедневно проверяет кто во сколько на работу пришел. И санкции: докладная декану и снятие институтской надбавки к зарплате.»
Прошу прощения за вопрос – но вам это не кажется возмутительным?
Ведь ценность человека не в том…
Впрочем, о чем это я.
Это ж уже не совсем человек.
Это ВЗРОСЛЫЙ.
Ну и в качестве постскриптума. Вам еще не приходило в голову задуматься о том, почему они так не торопятся взрослеть? Почему так часто к 25 годам не точно знают, чем хотели бы заняться в жизни? Почему все чаще живут на попечении папы и мамы до 45 лет? Почему детей своих бросают, а иногда просто забывают про них, «заигравшись у подружки»? Почему так отчаянно пытаются ни за что не отвечать, и так виртуозно выучивают фразу: «это не мои проблемы»?
Не приходило?
А пора бы.