Попасть на занятия к семейному психологу, специалисту по проблемам детско-родительских отношений и возрастной психологии, многодетной маме Екатерине Бурмистровой можно теперь, не выходя из дома — благодаря онлайн-семинарам, которые проводит центр для детей и родителей «Рождество».
Как влияет на ребенка, его родителей и атмосферу в семье расширение круга общения дошкольника? Как помочь ему адаптироваться, научить общаться, избежать психологических травм? Предлагаем вниманию читателей фрагменты онлайн-семинара «Ребенок идет в детский сад» из цикла «Ребенок выходит в мир», который посвящен социализации маленького человечка.
С момента, когда ребенок идет в детский сад, начинается новая эпоха в жизни семьи.
Когда ребенок готов к посещению детского сада? Когда ему это полезно. У каждого ребенка — свой возраст готовности к детскому саду. Но он обычно не опускается ниже трех лет.
Психологический возраст ребенка может отличаться от возраста календарного. И нередко психологический возраст оказывается меньше, чем возраст по свидетельству о рождении. Например, ребенку формально три с половиной года, а психологический его возраст — три года. И говоря о степени готовности, нужно учитывать именно психологический возраст, а не календарный.
Психологический возраст родителям можно понять, сравнивая своего ребенка со сверстниками на площадке. Также здесь полезны всевозможные книжные пособия, например, книга-дневник «Развитие ребенка» В. Штерна. Но читая подобные книги нужно помнить, что деление на возрастные нормы — достаточно условно: возрастные нормы не существуют сами по себе. Нормы исчислялись исходя из понятия «среднего арифметического», то есть ко вниманию принимался некий усредненный результат. То есть эти возрастные нормы развития ребенка нужно иметь в виду, но не стоит делать их безоговорочным мерилом.
Обычно принято различать психологический возраст мальчиков (он у них обычно меньше) и психологический возраст девочек (обычно больше). Но, по моему мнению, индивидуальные различия между детьми имеют большее значение, чем психологические различия между мальчиками и девочками.
Нет универсальных советов, которые были бы годны решительно всем детям. Притом не только ребенок должен быть готовым к детскому саду, но и мама к тому, что его придется отпускать.
В ситуации городской российской семьи мнение обоих родителей по поводу того, стоит ли отдавать ребенка в сад, должно быть не менее весомым, чем мнение специалистов. То есть мнение папы тоже стоит учитывать так же, как и мнение мамы. Тем более, мужской взгляд на воспитание и развитие — более стратегический.
Переводя ребенка на следующую ступеньку социального развития, мы не можем не столкнуться с эмоциональным сопротивлением ребенка — то есть его нежеланием участвовать в том, что ему предлагают родители. И взрослые порой не понимают, как именно поведет себя ребенок, почему он ведет себя именно так, что нас может ожидать в ближайшем будущем и что делать с этим сопротивлением.
На самом деле, сопротивление — это нормально. Если ребенок сопротивляется, значит, он здоров, и у него все в порядке с формированием характера.
Взрослеть вообще непросто. А уж тем более непросто взрослеть не только в кругу семьи, но и с другими людьми.
Но эта сложность вовсе не показатель того, что нужно прекратить ходить в сад.
Адаптация
Адаптация происходит не только у детей, которые пойдут в сад, но и у тех, кто впервые отправится в школу, переедет в новую квартиру или даже другой город, кому предстоит привыкнуть к рождению брата или сестры.
Привыкание к детскому саду — не момент, а процесс, и для того, чтобы привыкнуть к изменениям, требуется время. Самый острый период адаптации при любой изменениях составляет от четырех до восьми недель. Привыкание к детскому саду идет на всех уровнях: на уровне физическом (ребенку приходится привыкать к режиму, к новой микробной среде, к новой температуре, к новым запахам); на эмоциональной уровне (новая эмоциональная обстановка, люди себя по-другому ведут, по-другому разговаривают). Но главное, к чему придется привыкать ребенку — к новому статусу, к тому, что он теперь один, без индивидуального прикрывающего взрослого.
В том, как ребенок привыкает к детскому саду, большую роль играют особенности его нервной системы. В нервной системе ребенка возбуждение преобладает над торможением. Ему гораздо легче возбудиться, расстроиться, закричать, громко рассмеяться, чем успокоиться, утихомириться, уснуть. В детском саду, где все ново, ребенку сложно в состоянии возбуждения спокойно отпустить маму, первое время — есть, сложно уснуть, сложно скоординироваться на занятиях.
Второй особенностью нервной системы трехлетнего ребенка является ее негибкость. Ребенку сложно переключиться от одного занятия к другому. Многие мамы это знают на примере, как непросто увести ребенка с улицы, с прогулки. Негибкость очень сильно проявляется в детском саду, где темп смены деятельности гораздо более высокий, чем в семье и гораздо менее подстроен под индивидуальные особенности ребенка. Негибкость может проявляться и в том, что, например, ребенок привык к определенным продуктам, и, скажем, рыбный суп в детском саду ему уже не хочется есть, потому что он иной, чем готовит мама.
Ребенок считает нормальным только то, к чему он привык. И вот это качество негибкости не позволяет ребенку привыкнуть сразу, ему требуется время для привыкания.
Третья особенность — то, что новые умения и навыки формируются довольно медленно. Для того чтобы ребенка научить чему-либо, требуется очень большое количество повторений. Как только вы перестаете что-либо повторять, навык уходит. А в саду ребенку надо освоить много новых навыков — одеваться на прогулку, раздеваться, освоить навыки, связанные с музыкальными, физическими или прикладными занятиями. Пока эти новые навыки не сформировались у ребенка, он чувствует некоторый дискомфорт, ему сложно, и это затрудняет привыкание.
Я бы рекомендовала родителям первые полтора-два месяца пребывания ребенка в детском саду вести дневник, пусть и краткий. Писать туда и сложности, то, что затрудняет привыкание, и обязательно — достижения. Можно такой дневник делать для себя и просто все записывать, а можно — детский, где все эти сложности и достижения нарисованы. Ребенку важно видеть свои достижения.
Как справиться с детскими эмоциями?
Если мы, родители, будем пасовать перед детскими эмоциональными сложностями, мы только закрепим у ребенка синдром неуспешности. Например, ребенка повели в детский сад, он плачет, не хочет, упирается. Мама, не умея выносить плач, решает забрать ребенка из сада. У ребенка возникает ассоциативная цепочка: я плачу — срабатывает план эвакуации, меня забирают из сложной ситуации. Постепенно может возникнуть феномен использования крика и сопротивления для того, чтобы избежать неприятной ситуации. И ребенка трудно будет повести не только в детский сад, но и на любые занятия.
Способность родителей сдерживать сопротивление ребенка должна расти вместе с ребенком.
На все, что нам с ребенком сложно и чего мы избежать временно или систематически не можем, нужно настраиваться заранее. Не стоит думать, что завтра наступит такое волшебное утро, когда вы увидите улыбающегося, а не плачущего ребенка, собирающегося в детский сад.
Надо настраиваться, что плач будет, и придумывать разные способы реагирования. Нам важно, чтобы за первые два-три месяца, когда остро будет проходить адаптация, не сформировалось негативных привычек. Если вы знаете, что ребенок плачет, собираясь по утрам в детский сад, нужно придумать любые вещи, которые вам подойдут для того, чтобы смягчить ему утренние просыпания, и чтоб у вас были возможности реагировать на плач иначе, чем раздражением.
Подготовила Оксана Головко