Дети и подростки — особая возрастная группа, которая отличается повышенным суицидальным риском в силу особенностей незрелой психики, очень высокой внушаемости и свойственной этому возрасту реакции подражательства, особенно их кумирам и сверстникам. Поэтому для детей и подростков характерны и групповые суициды, когда намерение покончить с собой, возникает у одного из них, а два его лучших друга присоединяются к замыслу первого.
Еще один важный момент – у детей и подростков нет полного осознания, что смерть — это конец всему. Поэтому любая информация, агитирующая за совершение суицида, делающего его привлекательным, должна быть запрещена. Ответственность за это лежит на государстве.
Социальные сети представляют в этом отношении определенную опасность, но все-таки они не играют решающей роли в целом. Продолжительное время частота суицидов среди подростков держалась у нас на одном и том же уровне. В последние годы появилось даже некоторое, пусть и не очень значительное, снижение числа детских и подростковых суицидов. Хотя их частота все равно больше, чем в большинстве европейских стран.
Что бы ни говорили, в группе риска дети, у которых были и есть проблемы в родительской семье. Это случается, когда ребенок не видит в родителях людей, которым можно довериться, прислушаться к их советам, рассчитывать на их помощь и поддержку, когда отношение родителей носит сугубо формальный характер.
У занятого интересным (для него, а не для родителей) делом, окруженного пониманием взрослых подростка гораздо меньше шансов зависнуть в социальных сетях и втянуться в их деструктивные группы.
Иначе как объяснить, что частота суицидов среди детей и подростков в отдаленных регионах с наиболее сложными социально- экономическими условиями гораздо выше, чем, скажем, в Москве?
В столице выше и уровень образованности, сознательности, а потому воспитание чаще не сводится к «одеть», «обуть», купить новый мобильник, и т.п.
Так что списывать детские и подростковые суициды на одни лишь социальные сети не совсем верно. Причины проблемы значительно шире: это и недостатки воспитания в семье, это и необоснованный страх родителей перед обращением к психиатру (значительная часть суицидов совершают дети и подростки с не диагностированными психическими расстройствами), это и отсутствие в нашем обществе идеологии (в хорошем смысле этого слова), направленной на формирование гармоничной и духовной личности, это и недостаток полезной информации о психическом здоровье в наших средствах массовой информации.
Что должно насторожить:
Родителям важно знать признаки суицидального риска у детей и подростков. Главным из этих признаков является то, что у ребенка (подростка) без каких-либо причин изменяется поведение (как говорят мамы, «словно подменили», «стал совсем другой»). Основные изменения поведения следующие:
- Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.
- Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.
- Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.
- Доминирующими темами для чтения, бесед и творчества становятся темы смерти и самоубийств. Это можно заметить по книгам, которые он читает, появившемуся предпочтению в прослушивании печальной и траурной музыки. Начинает посещать сайты, группы в социальных сетях, где говорится о смерти и самоубийстве. Это можно обнаружить, если заглянуть на странички в Интернете или социальных сетях, которые он просматривает.
- Употребление психоактивных веществ. Подросток, который ранее не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.
Помимо этого существуют и так называемые лингвистические индикаторы суицидального риска. К ним относятся:
- прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
- ослабление или выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания или представления;
- специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций.
Подготовила Оксана Головко