Когда значение человека, значение семьи сводят к репродуктивной функции – мне это кажется унизительным. В семье, с точки зрения веры Христовой, есть высочайшее призвание – научить человека райскому совместному жительству с другим человеком. Ни больше, ни меньше. И когда мы называем семью малой Церковью, мы не лукавим. Это действительно храм, в котором должен обитать Господь.
Семья – школа единства с Богом. Вспомним, как Христос молился Отцу Небесному: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17:21). Проще всего это единство достигается в семье – через жертвенную любовь, через самоотречение, через преодоление себя. И мы верим в то, что любовь, по слову апостола Павла, «никогда не перестает» (1Кор. 13:8), то есть никогда не закончится. Значит, любовь мужа и жены в более высоком виде сохранится в Царствии Божьем. Поэтому не давать создавать семью только потому, что кто-то неспособен к деторождению, – мне кажется, это отказываться от того, что наполняет ее самым главным смыслом.
Когда основным смыслом семьи становятся дети, их рождение и воспитание – это тоже великое, благословляемое Богом дело. Но когда это становится единственным смыслом семьи, то от этого искажения дети же и страдают в первую очередь.
Государственный праздник – День семьи, любви и верности установлен 8 июля, когда Русская Православная Церковь вспоминает святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию Муромских. Это день памяти людей, у которых, согласно житию, детей не было. Тем не менее, Церковь их выбрала как покровителей брака, потому что они явили главное для семьи – верность своей любви вопреки всему, вопреки всем внешним обстоятельствам, верность, которую явил, прежде всего, князь Петр, который согласился отказаться от княжества ради того, чтобы сохранить единство со своей любимой женой.
Это образец для нас, несмотря на то, что детей у них не было. Сколько семей не имеют детей, потому что Господь не дает, и какие это прекрасные, великие люди! Например, моя крестная – Вера Алексеевна Горбачева. У нее не было своих детей, но в советское время она стала крестной матерью тридцати людям, многих детей из нецерковных семей она привела ко Христу. Трое или четверо из ее крестников – священники. Разве можно сказать, что ее прекрасная, светлая семья, в которую мы приходили на Рождественские и Пасхальные праздники, в которой нам говорили о вере – была никчемной, раз в ней не было собственных детей? Нет, так нельзя сказать.
В конце концов, если в семью, не имеющую детей, но объединенную настоящей, чистой любовью, возьмут ребенка из детского дома, – это будет прекрасно. Из этой семьи ребенок выйдет достойным гражданином, любящим и понимающим человеком.
К сожалению, камень в бездетных норовят кинуть и некоторые православные. «Ведь детей им не дается по какой-то причине, за какие-то грехи», – говорят они. Такие обвинения слышали и святые праведные Иоаким и Анна, пророк Захария и праведная Елисавета – некоторые персонажи тоже обвиняли их в грехе…
Я знаю семьи, где по 13, по 15 лет не было детей и потом родились прекрасные дети. Бывает и так. А есть люди, которым очень хочется семью, а Господь не благословляет для них этот путь. Господь дает каждому человеку какой-то крест.
А депутатам лучше тратить силы на другое. Надо бороться с разводами, с пропагандой развода как простого решения проблемы. Бороться с тем, что развращает человека. С тем, что действительно разрушает семью. Но не запретами, а объяснениями и поддержкой.
Кроме того, мне кажется, прекрасной инициативой было бы, если бы каждый депутат Государственной Думы усыновил по ребенку из детского дома. И вот это бы подействовало на всю страну, я вас уверяю.
Еще неплохо было бы помогать семьям, у которых есть дети, чтобы их растить – потому что с каждым годом из-за экономического кризиса это становится всё труднее. В общем, работы у них много, и лучше делать ее, а не эпатировать общественность странными предложениями.