Помощь ближнему опирается на молитву
В послании апостола Иакова мы читаем о том, что вера без дел мертва (Иак. 2:17). А в известной притче о Страшном суде Господь четко говорит нам об этом, показывая, как будет решаться посмертная участь человека (Мф. 25:31-46). Он говорит, что нужно накормить голодного, одеть раздетого, посетить узника и так далее. И на Страшном суде нас не будут спрашивать об исповедовании, о молитве и так далее. Потому что всё это – духовная помощь в деле нашего служения ближнему.
Ведь само служение и есть результат нашей веры или проявление любви.
Сейчас в России мы переживаем переходный период от государственного атеизма к христианской стране, и социальное служение должно стоять у нас если не на первом месте, то всё равно творчески сочетаться с литургическим служением, с молитвой… Точнее – опираться на литургию, на молитву, на изучение Священного Писания и так далее.
Литургическая жизнь Церкви является как раз источником сил для такого служения. Литургия и помощь ближнему в Церкви – как два легких у человека. Если одно убрать – человек уже не в состоянии жить полноценной христианской жизнью.
Социальное служение объединяет
В нашем храме мы около 15 лет кормили бездомных два раза в неделю, и на бесплатные обеды приходило от 200 до 600 человек. Это было очень мощным и объединяющим фактором, созидающим общину храма. Патриарх Кирилл не случайно говорит о том, что должен быть не приход, а община. Это очень ценные слова. Община, которая себя осознает как единое тело, как Церковь. Церковь – это и есть община, а не просто разрозненные, сочувствующие люди.
К сожалению, мы были вынуждены приостановить эту помощь, поскольку храм наш – в центре Москвы, рядом с мэрией, а на Тверской площади почти постоянно всевозможные праздничные мероприятия, так что вид бездомных смущал народ. Да и местные жители писали жалобы, что здесь собираются всякие подозрительные люди.
Кого спасает «Ной»
Один из удачных примеров социальной деятельности – Дом трудолюбия «Ной», во главе которого стоит наш прихожанин Емельян Сосинский. Идея «дома» в том, чтобы бездомные люди не только жили вместе, но и вместе работали. Они выезжают на работу (на стройку, например), половина зарплаты идет им, половина – на оплату аренды жилья, питания и так далее. Большинство этих людей улицы страдают алкогольной зависимостью. В общине легче удерживаться от искушения выпить, чем когда человек находится один на улице…
«Ной» продолжает идею домов трудолюбия, которые в свое время создавал св. Иоанн Кронштадтский, в несколько модифицированном виде. И такое направление помощи бездомным людям, которым дается и жилье, и работа – очень перспективное.
Если просто давать деньги «людям улицы» – они на эти деньги будут выпивать, а если их еще и покормят, так они и закусят.
При таком разрушающем образе жизни люди живут пять-шесть лет, потом умирают. А как раз их общий труд и совместное проживание помогают реабилитироваться и вернуться к нормальной жизни, уже освободившись от алкогольной зависимости.
У «Ноя» несколько домов трудолюбия. В каждом где-то от 50 до 100 человек, в целом около 600 человек. И мало того, что они сами себя обеспечивают, у них есть еще и два социальных дома, где живут люди, которые по состоянию здоровья не могут ездить на стройки и выполнять тяжелую работу. Они разводят курочек, кроликов и так далее. А то, что зарабатывают трудоспособные люди, частично поддерживает контингент социальных домов. Получается, социальной деятельностью занимаются и те, на кого она направлена.
Такое движение требует энтузиастов, способных организовать людей улицы. Это всё очень непросто. Поддержка такого движения со стороны государства была бы очень важной. Главная их проблема – жилье. Им приходится платить довольно большую аренду за арендуемые дома. Если бы государство помогало оплачивать помещения, это было бы огромной поддержкой. Такого рода служения, мне кажется, очень важны для Церкви.
Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.