Произошедшая много веков назад духовная катастрофа – разделение в христианском мире, отпадение первой среди Церквей Церкви Римской от полноты Православия, доносится до нас горьким эхом. Мы потеряли тысячелетний опыт христианства на Западе. Многие ли из нас знают игуменью Адельгейду – святую, жившую в конце X – начале XI века?
Между тем, ее почитание в Католической церкви не прекращается до наших дней. В воскресенье после праздника Рождества Богородицы по новому стилю в Бонне начинаются народные гуляния в память святой Адельгейды.
Рассказом об этой доброй традиции мы дополним знакомство с древней подвижницей.
Перевод статьи с сайта http://www.puetzchens-markt.de/ Анастасии Хоняк, специально для портала «Православие и мир».
Вот уже не первое столетие на востоке Бонна в местечке под названием Пютцхен в начале сентября встречаются торговцы и владельцы балаганов, чтобы повеселить народ и предложить на продажу товары. В средневековье ярмарки часто возникали по местам паломничеств. Название «Пютцхен» (Pützchen) происходит от «Пютц» (Pütz), что в переводе с немецкого означает «источник», «родник». Зарождение Колодезного базара непосредственно связано с появлением святого источника.
Колодезная ярмарка (Pützchens Markt), крупнейшая в Рейнской земле, своим источником имеет чудесное событие, произошедшее почти тысячу лет назад. Летопись рассказывает о том, что тогда в Рейнской земле долго не было дождей, царила сильнейшая засуха. О её масштабах можно судить по тому, что крестьянам из Западного леса приходилось водить скот на Рейн, так как большинство рек пересохло. Местные жители попросили молитв игуменьи Адельгейды, настоятельницы монастыря в Виллихе, славившейся благочестивым образом жизни. Она вышла в поле и сердечно помолилась Богу. Когда она встала с колен, из того места, где касался земли её игуменский посох, забил родник.
Святая Адельгейда родилась около 960 года в семье графа Мегингоца Гельдернского. Её мать Герберги происходила из рода Лотрингских герцогов. Детство и юность Адельгейды прошли в Кёльне, в монастыре святой Урсулы. Её брат был убит в 978 году в сражении. Родители решили на ту часть наследства, что предназначалась ему, построить монастырь в Виллихе. Святая Адельгейда стала его первой настоятельницей. Игуменья много занималась делами благотворительности, помогала нищим. Сестра Адельгейды Бертрада, настоятельница монастыря святой Марии в Кёльне, была доверенным лицом архиепископа Кёльнского Гериберта. После кончины Бертрады святая Адельгейда стала её преемницей.
Мощи святой после разграбления монастыря в Виллихе в конце 16 века исчезли. Остались лишь небольшие частицы, которые выносятся для поклонения в день памяти святой 18 февраля по новому стилю.
После кончины Адельгейды к её могиле сразу же начали стекаться паломники. Считалось, что её молитвы приносят исцеление, особенно болезней глаз. Пилигримы приходили даже из Фландрии. После поклонения могиле преподобной молящиеся шли к источнику умыться святой водой. Известны документально засвидетельствованные случаи исцеления: 13 из них упомянуты в изданной в 1696 году кармелитами книжке паломника «Исцеляющие источники». Как показали современные исследования воды из колодца, она, действительно, благотворно влияет на протекание болезней глаз благодаря наличию в ней квасцов.
Поток паломников постоянно возрастал. Скопление народа было на руку многочисленным торговцам, которые стали привозить сюда свой товар. Со временем ярмарка стала больше походить на народные гуляния, о чудесном событии, положившем её начало, начали забывать. Нередко гуляния заканчивались пьянками. Поэтому решили разделить паломничество и ярмарку, определив для каждого своё время. В последнее воскресенье августа проходит паломничество. Оно длится восемь дней, начинается с торжественного освящения воды в святом источнике, появившемся молитвами игуменьи Адельгейды. Заканчивается праздник крестным ходом с мощами преподобной вокруг площади, где бьёт источник. Она носит имя святой Адельгейды.
По окончании дней паломничества начинается ярмарка. Посещения источника входит в её программу. Что интересно, в ярмарочное воскресенье на рыночной площади служат мессу.
Первое упоминание о «Колодезной ярмарке» относится к 1367 году. С тех пор только войны и эпидемии прерывали традицию. Так было во время эпидемии холеры 1892 года, когда в кратчайшие сроки решено было свернуть ярмарку, и более пятисот человек не были допущены в Пютцхен. Прибывшие из районов эпидемии люди должны были отмечаться в полицейском участке, в противном случае на них налагали штраф. Проходили бесплатные медицинские обследования и мероприятия по дезинфекции. Торговцам приказано было покинуть ярмарку.
Иногда базар устраивался с благотворительной целью. Старые жители Бонна ещё хорошо помнят ярмарки после 1945 года. В 1948 году после проведения денежной реформы в стране царил голод. Тысячи человек побывали тогда на Колодезной ярмарке, где можно было бесплатно поесть.