Среди программ 11 Московского Пасхального фестиваля – традиционная программа колокольных звонов. О некоторых её особенностях – в беседе с главным звонарем Московского Кремля Игорем Коноваловым.
Фото: Юлия Маковейчук
— Насколько архитектура колоколен связана с качеством звонов?
— Архитектурная конструкция здесь – как дека, на которую натянуты струны — колокола. Между архитектурой и колокольным звоном – прямая связь. Скажем, чем выше арки колоклен, чем они больше, чем более открыты вовне (не в ущерб прочности конструкции), тем это лучше для звука.
Колокольное искусство за время своего существования на Руси пережило как значительные взлёты, так и падения. Например, ко времени исключительно благоприятному для колокольной архитектуры можно отнести период с начала XVI и по конец XVII века. В качестве примера исключительно удачного расположения колоколов назовём колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Её создатель Бон Фрязин вместе с русскими зодчими, ему помогавшими, поставил каждый колокол в акустическую раковину.
Каждый большой колокол первого яруса Ивановского столпа поставлен в акустическую раковину, устроенную наподобие задников певческих полей в Прибалтике. Каждая арка колокольни, в силу своего устройства как бы выталкивает звук колокола вовне, наполняя всё пространство столицы в XVI веке мощным звучанием колоколов.
Тогда, в конце XV — начале XVI веков не было таких звонов, как сейчас — исполняемых в согласии с ритмом большого колокола – на четыре четверти. Тогда каждый из колоколов благовествовал свою сторону. И Бон Фрязин сделал так, что каждый из восьми колоколов нижнего яруса Ивана Великого пушкой выстреливал свой звук в нужном направлении.
Потом это повторили замечательные зодчие царя Алексея Михайловича в Звенигороде. И самый благозвучный колокол России – звенигородский Царь-колокол был благозвучен не только сам по себе, он ещё стоял в специальной акустической нише. Если кто будет в Звенигороде, пусть обязательно обратит внимание: звонница открыта, как громадная печь, в одну сторону – в сторону Москвы-реки.
Были и не совсем удачные колокольни — например, колокольня московского Новодевичьего монастыря. Это многоярусная конструкция, колокола в ней висели на двух ярусах, между ними находится пустой ярус, лишённый арок и колоколов. Звонари друг друга не видели и не слышали. Очень толстые стены, очень глубокие арки, и в результате звук могучих колоколов, находящихся там, почти не доходит до слушающих.
Эта колокольня была нужна как вертикаль, архитектурная доминанта, — такая краснокирпичная с белокаменными деталями огромная пасхальная свеча. Но относительно звона она была и продолжает оставаться далёкой от совершенства — в отличие от Ростовской звонницы, которая строилась в то же время.
В Ростове мы видим открытые арки, все колокола хорошо слышны и видны. Более того, колокола развешены под сомкнутым сводом, который как бы аккумулирует их звучание, «перемешивает» его. И затем этот «микс» выплёскивается наружу, доносится до людей как единое целое.
Учитывая положительный опыт предыдущих столетий, я в содружестве с архитектором Вячеславом Ижиковым разработал проект звонницы в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре. Арки колокольни были сделаны более высокими, что улучшило качество звука.
— Что ещё влияет на качество звука?
— Насколько хорошо отлиты колокола, каков колокольный сплав, не перегружен ли колокол высокорельефными узорами. Ну и, конечно, мастерство звонарей.
Колокольное искусство на Руси в ХХ веке подверглось наибольшему уничтожению. Например, иконостасов сохранилось достаточно много, много сохранилось архитектурных ансамблей – кремлей, монастырей, храмов. А вот сохранившиеся исторические подборы колоколов во главе с тяжёлыми благовестниками можно пересчитать по пальцам одной руки – в Ростове Великом, Вологде, Псково-Печёрском монастыре, в Пюхтицком монастыре. Один-единственный исторический московский колокольный подбор, – и тот уцелел в Америке, в Гарвардском университете.
Сколько нужно построить храмов, чтобы появился храм Покрова на Нерли? Тоже самое и со звонами. Можно сказать, что сейчас мы только в начале пути.
В Москве, считавшейся столицей колокольного звона, не было ни одной сохранившейся колокольни, ни одного инструмента. О каких звонах можно говорить?! Попробуйте воспитать школу игры на фортепиано, если имеется несколько разломанных роялей, в которых нет половины клавиш или струн.
Колокольное наследие той великокняжеской, царской и императорской России было уничтожено практически на девяносто процентов.
— Чем важен Пасхальный фестиваль для звонарей?
— Мы приглашаем для участия в Московском Пасхальном фестивале и опытных звонарей, и малоопытных, и совсем не имеющих опыта. То есть не стремимся выбирать для участия в фестивале ярких виртуозов, чтобы поражать москвичей красотой звонов. Наша цель — воспитание звонарей для Русской Православной Церкви.
— Почему отдельно в программе фестиваля выделены Замоскворецкие колокола, колокола Зарядья?
— Подобная идея – объединять в программу звоны стоящих неподалёку друг от друга храмов – возникла ещё на фестивалях первых лет. Это делается, чтобы москвичи и гости нашего города могли послушать и представить: а как это было в старой Москве, когда зазвонили колокола одного храма, потом другого, третьего, четвёртого… То есть примерно воссоздать в тишине дня возможную картину, скажем, Пасхи 1911, 1912, 1913 годов.
— Чем обоснован выбор храмов – «участников» фестиваля?
— Стараемся для фестиваля выбирать наиболее интересные подборы колоколов. Мы не считаем, что все современные большие производства колоколов отливают звучащие шедевры, пусть и рекламируют их повсюду как «самые-самые лучшие». Порой происходит наоборот, и некоторые колокольные «изделия» мы в просторечии называем «колоколообразными отливками жёлтого цвета». Это действительно несчастье, но с ним не надо бороться, нужно просто стараться изжить его мирным способом.
Понятно, что на колокольню, где развешено подобное литьё, мы народ не поведём ни звонить, ни слушать.
Колокол должен иметь изящный профиль, грамотное архитектурное оформление, рельефы, орнаменты и надписи низкого рельефа, красивую корону, изящные пояски. Всё это видно на колоколах кремлёвского Ивановского столпа.
Соответственно, во время фестиваля мы показываем нашим гостям московские колокола разных старинных и современных мастеров, что-то подсказываем, а они и сами слышат, что хорошо, а что и не очень, сравнивают. Например, в каком-нибудь регионе или городе господствует один из современных литейщиков. И местные звонари кроме колоколов этого литейщика более ничего не слышали — им это кажется единственно возможным вариантом, светом в окошке. Они приедут в Москву, услышат колокола, выполненных разными мастерами. Может быть, после этого они изменят своё мнение, а может быть, наоборот – уже твёрдо решат, что лучше колоколов их области ничего нет.
Фото Юлии Маковейчук
Также читайте, слушайте, смотрите: