Сон языческого царя
Книга пророка Даниила, память которого совершается 30 декабря, композиционно и жанрово несколько отличается от других пророческих книг Ветхого Завета. Помимо собственно пророчеств в ней содержится несколько сюжетных рассказов, причем одна глава написана от имени вавилонского царя Навуходоносора.
Сам Даниил — центральный, но не единственный герой книги: показаны его отношения с правителями, продемонстрирована сила еврейского народа на примере трех его друзей. К тому же в греческой версии описаны события, раскрывающие житейский ум пророка: детективная история об оклеветанной женщине Сусанне, которую он спасает от позора и казни, и два эпизода о раскрытии им обмана язычества.
Пожалуй, из пророческих книг эта — самая известная. Все знают выражение «колосс на глиняных ногах», основой десятков произведений искусства стали сюжеты «Сусанна и старцы», «Даниил во рву со львами», «Мене, текел, фарес», а «Отроки благочестивые в печи» еще и вспоминаются на каждом богослужении (ирмосы седьмой и восьмой песен канонов).
В этом литературном богатстве прослеживается несколько конкретных тем: мудрость и прозорливость лично Даниила, данные ему от Бога за верность; самодурство вавилонских и персидских царей, разбивающееся об истинное богопочитание; эсхатологические пророчества.
Во дни Рождественского поста, пожалуй, наиболее интересна последняя — пророчества Даниила о конце человеческой истории. Форма этих пророчеств иногда нетипична: во второй главе речь идет не о его видении, а о толковании сна царя Навуходоносора — языческого, подчеркну, царя.
Сон таков: «Огромный… истукан в чрезвычайном блеске стоял… пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (2, 31-35).
Даниил объясняет: «голова» (сам Навуходоносор и его Вавилонская держава) будет последовательно побеждена тремя царствами послабее, а затем Бог воздвигнет принципиально новое царство, которое сметет с лица земли прежние государства, и ему уже не будет конца.
Святые отцы сходятся на том, что речь идет о смене империй: государства персов и затем Александра Македонского, а в конце — Римская империя, самое жесткое из них.
После него же и произойдет великое событие: будет установлено вечное Царство Божье.
Обычно под горой, от которой без помощи рук человеческих оторвется камень, понимают Богородицу, а под камнем — Самого Христа. Есть и другие мнения: священномученик Ипполит Римский уточняет, что речь именно о конце человеческой истории, Камень-Христос разрушит царство антихриста. Но в главном отцы солидарны: Даниил говорит о времени пришествия Спасителя.
Огненные слова на стене
Можно ли сказать, что Христос разрушил все государства? Конечно, это было бы наивное предположение: падение Римской империи не помешало созданию и своему развитию в Священной Римской, Византийской, Российской, затем — Соединенным Штатам Америки (чем не империя?), Советскому Союзу, Третьему рейху… Государства стали в чем-то даже злее (советские репрессии и нацизм только чего стоят!), но их порядок уже нарушен — мир уже был христианским, и от этого никуда деться нельзя, а во Христе и вовсе нет ни эллина, ни иудея, и люди могут принадлежать даже к враждующим между собой странам, но перед лицом Божьим объединяться, отрекаясь от заблуждений и преступлений своих земных владык.
Сами же государства совершенно точно перестали быть высшей ценностью — в христианском понимании они существуют для людей (например, для распространения истинной веры или для защиты граждан), а не просто для собственного величия. И если некий властитель хочет возрождать и укреплять государство ради него самого — он становится на шаг ближе к антихристу. Чье царство рано или поздно будет окончательно повержено Самим Христом.
Первая часть пророчества Даниила начинает сбываться очень скоро, уже при сыне (по крайней мере, одном из ближайших потомков) Навуходоносора — Валтасаре. Когда царь с вельможами в пьяном угаре требует принести для бытового употребления священные сосуды, перед ним появляется рука кого-то невидимого и выводит странные огненные слова на стене: «Мене, мене, текел, упарсин». Истолковать страшное видение может только Даниил, что он и делает, не боясь возможного царского гнева: «(Ты) вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (5:23). Здесь появляется новый мотив: оказывается, не только последнее, вечное царство будет иметь духовное измерение, но и в смене царств земных участвует Бог. В данном случае Бог карает царя-кощунника.
Это вовсе не ситуативное пророчество, потому что Библия — книга вечная. Это обещание любой горделивой державе: если вы будете использовать то, что принадлежит Богу, для собственной услады, как Валтасар с вельможами использовал священные храмовые сосуды, то рано или поздно царство ваше будет завоевано «персами» — тоже далекими от праведности и от истинного богопочитания, но вашу гордость они растопчут в прах, можете быть уверены.
Чудовища из моря, которых судит старец
В седьмой главе мы читаем описание видения самого Даниила: невиданные зверообразные чудовища выходят из моря, и судить их начинает старец, «Ветхий денми». К Нему подходит Человек (Сын Человеческий), и именно Ему передается вся власть. В толковании этого пророчества тоже сомнений и разногласий нет: чудовища — языческие царства, вплоть до Римской империи, Ветхий денми — Сам Бог, Сын Человеческий — Спаситель.
Это одно из самых ярких мессианских пророчеств в Библии, и оно вновь связано с особым богословием истории.
Только Сын Божий, Сам Бог-Слово — истинный Царь мира. Остальные осуждены и свергнуты, потому что поклоняться можно только Ему.
Но Он же (и здесь в пророчестве удивительным образом звучит христианский мотив Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы во Христе) — человек, ибо (продолжим рассуждать в ветхозаветной логике) только человеку Бог дал право владычествовать над миром! Все царства пройдут, но только Царству Христову не будет конца. Как мы и исповедуем в Символе веры.
Не стоит толковать книгу пророка Даниила в анархистском ключе. В ней же немало упоминаний о том, что смена царей и империй происходит по Промыслу или по прямому повелению Божию, хотя Он был бы силен уничтожить неугодных царей, например, стихийным бедствием. Но главная мысль пророчеств Даниила о судьбах государств: они — только орудия в руках Бога, и они преходящи. Верность следует хранить только Ему одному.