Вот эта улица, вот этот дом…
В семинарском храмеКогда-то давным-давно, в 1885 году, в Саратове на углу Малой Сергиевской и Александровской улиц было выстроено красивое большое здание — специально для духовной семинарии. Здесь были высокие потолки, огромные классы, просторный храм и еще довольно всего, что могло бы пригодиться в обучении и воспитании будущих пастырей.
Существовавшая с 1830 года саратовская духовная школа на тот момент уже давала плод — многие ее воспитанники прославили Церковь не только богословскими знаниями, но и своим подвижническим бытием. И все вроде бы текло благополучно и размеренно, даже несмотря на то, что с началом Первой мировой семинаристы делили здание своей альма-матер с ранеными. Но внезапный слом привычного уклада жизни, потрясение всех основ бытия, случившееся в 1917 году, затронуло и Церковь. Она была отделена от государства, начались гонения на верующих. Саратовская семинария, как и все остальные по стране, была закрыта. Улица Малая Сергиевская получила имя агронома Мичурина, а Александровская стала именоваться в честь классика соцреализма Максима Горького.
В советское время о религии было принято рассуждать как об опиуме для народа, и только Великая Отечественная война заставила задуматься о вечном. После войны, в 1947 году, Саратовская семинария вновь открылась. Конечно же, вовсе не в историческом здании, об этом не могло идти и речи: в доме № 92 по улице Мичурина уже давно располагался корпус педагогического института… В 1961-м ее опять закрыли. И только через 31 год, в 1992 году, духовная школа распахнула свои двери тем, кто хотел послужить Богу и людям в Церкви.
Почти 20 лет семинария располагалась в приспособленных помещениях. И вот сегодня, как и в начале XX века, Саратовскую православную духовную семинарию можно найти на углу Малой Сергиевской и Александровской, то есть Мичурина и Горького.
Главная аудитория — храм
Саратовская православная духовная семинария. Современный видИсторическое здание семинарии было передано Саратовской епархии в 2008 году. Практически сразу же началась его масштабная реконструкция — помещения всех трех этажей, перекрытия, подвал, крыша требовали самого серьезного капитального ремонта. Многие люди вложили свои средства и оказали помощь в обустройстве здания, а самое главное — в восстановлении семинарского храма. В первую очередь, огромным был вклад Вячеслава Викторовича Володина, первого заместителя руководителя администрации Президента РФ. Был создан Попечительский совет семинарии, в который наряду с представителями областной, городской администраций и бизнеса вошли губернатор Саратовской области Валерий Васильевич Радаев и президент СГУ Леонид Юрьевич Коссович. В 2013‑м возрожденное историческое здание Саратовской православной духовной семинарии начало функционировать по своему прямому назначению.
…Ректор СПДС — Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Его заместитель — первый проректор игумен Варфоломей (Денисов). Он же — настоятель Иоанно-Богословского храма. Отец Варфоломей не устает рассказывать о семинарии:
— Здание духовной школы — типовое для второй половины XIX века. В нем есть место и для учебных аудиторий, и для библиотеки, и для общежития. Самая главная аудитория, конечно, — храм Божий. Традиционно большинство храмов, находящихся при духовных учебных заведениях, освящаются во имя апостола и евангелиста Иоанна, так как этот святой первым получил наименование богослова — за высоту духовного созерцания, сопряженного с деятельной любовью.
…Храм во имя святого Иоанна Богослова каждого входящего встречает воздухом и светом. Свод его высок — в два этажа, а росписи приковывают к себе внимание. Тут изображены святые Православной Церкви, которые внесли большой вклад в развитие богословия, сыграли огромную роль в церковной истории. Чуть устало смотрит святитель Филарет (Дроздов), известный адресат Пушкина в поэтической переписке, мудро — святитель Феофан Затворник, чьи творения до сих пор актуальны. Апостолы, святители, церковные ученые и поэты — вот они все, только присмотрись…
Игумен Варфоломей делится своими воспоминаниями о первой Божественной литургии в возрожденном семинарском храме:
— В день памяти апостола Иоанна, 9 октября, в прошлом году, когда мы в первый раз совершали богослужение в семинарском храме, подумалось о том, что когда-то на этом самом месте стояли такие же священники, преподаватели, воспитанники, так же молились Богу, как и мы сейчас. Когда мы восстанавливаем то, что было, то словно осязаем нить времени, связавшую традиции русской духовной школы прошлого и современности.
Одна из отличительных особенностей храма при духовной школе такова, что это еще и место прохождения богослужебной практики: здесь семинаристы учатся читать на церковнославянском языке, петь, произносить проповеди, помогать на службах. Поэтому возможны и ошибки, и недочеты, ведь студенты только начинают нелегкий путь духовного служения… Правда, никто из прихожан храма святого Иоанна Богослова на ошибки и недочеты пока не жаловался. Да, прихожан, вы не ошиблись — несмотря на все особенности семинарского храма, по праздникам и по воскресным дням сюда на службы приходят жители окрестных домов. Все-таки в Саратове не так много церквей, как необходимо. Но это, впрочем, тема для иного разговора.
Священник должен уметь… всё
Служение священника намного ответственнее, чем служение правителей и военачальников. Такую мысль еще в IV веке высказал святитель Иоанн Златоуст. И это понятно, ведь цари и полководцы всегда отвечали лишь за земное благополучие своих сограждан, а священники — за жизнь вечную и спасение душ своих пасомых. Так что семинария — школа высокой ответственности.
СПДС — закрытое учебное заведение, здесь соблюдают четко выверенный распорядок дня и поддерживают дисциплину. Почти как в армии, поэтому многим воспитанникам приходится нелегко, особенно — первокурсникам. Вот человек приехал из дома, где находился под родительским крылом, был волен делать все, что захочет, а в семинарии приходится рано вставать, учиться, нести послушания — и все это в строго определенное время.
За пять лет учебы семинаристы впитывают огромный объем знаний — в расписании духовной школы более 40 предметов. При этом будущий священник должен знать и уметь… всё. Он обязан быть и филологом, и психологом, должен разбираться в истории Церкви и родной страны, знать (хотя бы в общем) древние и новые языки. Будущему пастырю необходима риторика, умение разобраться в нотах, да и много всего еще — не перечислишь.
…Так откуда же в конечном итоге берутся хорошие священники? Игумен Варфоломей полагает, что это — результат действия трех составляющих: образования, воспитания и личного стремления человека к духовному совершенствованию. Также очень важен и пример наставников, преподавателей. И все это — основание ответственного пастырства.