Вообще, я за православные дружины. Серьезно. Я за то, чтобы православные охранники Патриарха подчинялись самому Патриарху, а охрана храма Христа Спасителя – его ключарю, о. Михаилу Рязанцеву. Если уж мы считаем, что храмы и Патриарха нужно охранять, то пусть этим занимаются церковные люди, которые подчиняются церковной иерархии, начиная от настоятеля храма и до Патриарха и Синода.
Впрочем, на уровне обычных приходов и так есть церковные сторожа, которые подчиняются своим настоятелям и прекрасно справляются со своими обязанностями. И если бы такие дружины объединяли их и прихожан, которые готовы помогать им во время праздников, то ничего плохого в этом нет. А есть еще и казаки, которые также готовы помочь с этим. И это совсем не те люди, которые разгоняли нагайками студенческие демонстрации сто лет назад.
Словом, если говорить о православных дружинах в теории, то ничего страшного в этой идее нет, а в чем-то она гораздо лучше, чем нынешнее положение дел. Все хорошо. На бумаге и в теории.
Да вот в жизни все совсем не так гладко.
Факт первый. С этой идеей выступил Дмитрий Энтео, у которого, скажем мягко, свое представление о задачах этих дружин. Например, ловить по городу людей в «неправильной» одежде. Конечно, надписи на футболках могут быть и в самом деле неправильными, оскорбляющими чувства верующих. Но в том-то и дело, что есть очень большой соблазн увеличивать поводы для оскорбления до бесконечности. Можно, например, почувствовать себя оскорбленными тем, что кто-то носит футболку с надписью «Христиане веры евангельской». «Да как же так! Это мы, православные, евангельские христиане, а не какие-то пятидесятники!» Может быть, это почти неизбежно, но дальше то у нас есть разные варианты. Как и с футболкой «Богородица, Путина прогони».
Мы можем начать свидетельствовать о православии, надеясь на Бога и его помощь. А можем, например, понадеяться на власти, которые должны (как кажется Энтео) наказать за кощунство, и чем строже, тем лучше.
Следующий шаг очевиден. Раз мои религиозные чувства оскорбляет проповедь на нашей русской земле их американской веры, а я уже разрешил себе бороться с неправильными мыслями с помощью полиции, то и с «пятидесятниками» или баптистами нужно поступать именно так. Нужно звать полицию и писать жалобу на незаконный пикет, писать в прокуратуру, что их самоназвание подразумевает, что остальные христиане не «веры евангельской», что есть проповедь религиозной исключительности, писать в ФСБ, что у них вера американская, а потому все они шпионы, «оранжисты» и «белоленточники».
Правда, ни их самих мы так не убедим в истинности православия, ни все эти уважаемые организации в незаконности ХВЕ. А только выставим себя дураками, а Церковь – злобной инквизицией, которая хочет заставить всех верить правильно с помощью полиции и спецслужб.
Я уж не говорю про попытку сорвать спектакль. Конечно, он может не нравиться ни чуть не меньше, чем сама выходка Pussy Riot, но разве это повод самим вставать не четвереньки и лаять на собаку? А получится именно это и даже хуже. Потому как это гитлеровские штурмовики могли прийти на «неправильный» спектакль и начать кричать, дебоширить и всячески мешать. Следующей «остановкой» стало метание пивных кружек, а потом и до драк дело дошло.
Так неужели мы хотим, чтобы «православные дружинники» заняли свое место где-то между «белыми» (неонацистами) и «красными» (анархо-коммунистами) скинхедами? Можно было организовать пикет, раздать листовки, если уж так хотелось открыто выступить против спектакля, а не превращать все это в «акцию прямого действия» в стиле запрещенной НБП.
Факт второй. Кому все это будет подчиняться? На кого ориентироваться? Энтео будет объяснять церковным сторожам, как им надо храмы охранять? Сторожа бросят храмы и пойдут ловить по городу людей в неправильных майках? Или они просто организуют все это со своими друзьями из «Православного корпуса движения «НАШИ»»?
В первом варианте этим самозваным учителям просто ответят в том духе, что «кто Вы вообще такие и с чего мы должны Вас слушать». Во втором все будет очень «весело», пока враги Церкви не поймут, что храмы теперь не охраняют и их можно расписывать всякой гадостью, грабить, сжигать. После пары случаев все это закончится. Потому как никакой пользы от такого «патрулирования» не будет все равно. А вот вред будет тот еще.
Хуже всего третий вариант. Потому как очевидно, что «Православного корпуса» на всю страну не хватит точно, да и на Москву не хватит почти наверняка. Так что охранять храмы и ловить сторонников Pussy Riot пойдут люди в майках In Putin We Trust, свято убежденные в том, что они соль земли, будущее России и последняя надежда человечества.
То есть в самом мягком варианте мы получим то, что сейчас есть в храме Христа Спасителя и даже хуже – охрану, которая не подчиняется ни настоятелям, ни благочинным, ни архиереям, ни даже местному мэру или местной «Единой России». При чем охрану совершенно не воцерковленную и имеющую самые смутные представления о православии, суть которых в том, что Церковь должна служить государству. С очень четкими представлениями о том, как именно и какому государству она должна служить.
А теперь представим себе ситуацию, что батюшка, например, на день памяти свв. царственных страстотерпцев высказал мысль, что лучшей формой правления, по его мнению, является монархия во главе с представителем дома Романовых. Не побегут ли эти ребята строчить на него доносы и открытые письма всем от благочинного и епархиального архиерея и до Путина включительно?
А представьте себе, как они отреагируют, если в храм попробует зайти кто-то известный из оппозиции или просто «неправильной» партии. Не услышат ли они, что раз они не за известного политика, то против России и православия и в храме им делать нечего?
Собственно, на видео из кафе Энтео и его друзья именно это повторяли почти 40 минут. А уж если им придет в голову устраивать дресс-код для желающих зайти в храм, то наших сегодняшних старушек у подсвечников мы будем вспоминать с тоской и ностальгией. Они хоть не видели в каждой девушке в мини-юбке сторонницу Pussy Riot, а в каждом парне в майке – кощунника.
Нет. Не подумайте, что я против того, чтобы в церковь ходили сторонники Путина, «нашисты», «молодогвардейцы» и так далее. Я даже был бы очень рад их наконец-то у нас увидеть. И, думаю, есть немало сфер в жизни общества, где мы могли бы сотрудничать и с ними, как и с другими общественными организациями.
Просто «энтеовщина» — это прекрасный пример того, каким это сотрудничество быть не должно. Просто Церковь не должна при этом становиться частью их партийной системы, а они – вносить в Церковь политику и свою идеологию.
Церковь — это не то место, где можно быть комиссаром «НАШИх» или руководителем местной «Обороны». Это то место, куда и те, и другие могут прийти, чтобы найти Бога, веру, помощь в искушениях и борьбе со своими грехами. Но не для того, чтобы перестраивать ее в соответствии со своей партийной программой, навязывать свои представления или использовать в своих целях. Потому еще Архиерейский Собор 1994 года определил, что мирянин может состоять в любых партиях и движениях, но не должен выдавать свои политические взгляды за взгляды Церкви. Не должен превращать политические взгляды в способ определять православность человека.
Читайте также:
-
Священники о православных дружинах: полиция нравов или защита веры?
-
Обратная миссия
-
Протодиакон Андрей Кураев про православные дружины, Дмитрия Энтео и мудрость педагога
-
Евангельская мораль и полиция
-
Петр, Павел и Михаил из Маэксы
-
Смерть или Православие?
-
Главная тема?..