Неделю назад был праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. Вчера — Соборы Рязанских и Сибирских святых. В этот же день в 1919 году был расстрелян крестный ход в Астрахани во главе с архиепископом Астраханским Митрофаном, а менее чем через месяц мы будем вспоминать святых страстотерпцев — семью последнего русского императора…
Вся история Церкви — это история мученичества и гонений. И всё же, несмотря на это, при соприкосновении с этой историей скорбь смешивается с одним лишь христианам понятной радостью. Люди знали, за Кого они умирают. Им было ведомо непостижимое для других счастье. Их жизнь была прожита не зря.
Сегодня мне хотелось бы вспомнить о других людях — о тех, кого не принято не только поминать, но и вспоминать.
О тех, кто тоже прошёл репрессии, гонения, лагеря, кто тоже страдал, но при этом не заслужил не только нашего почитания, но и сочувствия.
О тех, кто свято и жертвенно верил в ложь и принёс свою жизнь в жертву идолу, затем его поглотившему. О тех, в чьих мучениях и смерти нет отблеска тихой христианской радости и светлой надежды. О людях, служение и боль которых так и остались в тёмной беспросветности.
Мы, православные, редко задумываемся и не всегда ценим, что нам выпало в жизни удивительное счастье — верить в Того, Кто никогда не предаст. В живого Бога-Любовь, Который если и не заступится, то всегда утешит, если и не избавит от страданий, то будет сострадать вместе с нами.
И потому нам трудно представить сейчас, как можно с религиозным поклонением, со всем отведённым человеческой природе альтруизмом верить в систему, в идею, боготворить других людей — грешных и страстных, не способных ценить верность и преданность.
При слове «НКВД» нас охватывает негодование и ужас. Мы не понимаем современных коммунистов и уж тем более не хотим понимать тех, советских гонителей Церкви и разрушителей храмов. Недавно мне попался на глаза отрывок из письма одного советского солдата времён Великой Отечественной, который, оказавшись в тылу, просил об отправке его на передовую:
«Нет сил дальше терпеть такое положение, когда заставляют находиться за тысячи километров от так близкой к сердцу великой битвы родной мне Красной Армии, в рядах которой я нахожусь третий год. Я уверен и уверяю, что на любом месте в рядах действующей армии я могу быть полезнее, чем здесь. А если эту пользу для Родины придется принести ценою жизни — отдам ее без колебаний и смело».
Люди шли на смерть с коммунистическими песнями, бросали родные дома, отправляясь на коммунистические стройки, вешали над кроватями портрет Сталина вместо иконы. Глядя на их фанатичную и жертвенную веру, сегодняшние молодые коммунисты начинают ностальгировать по Советскому Союзу.
Не романтика революционности говорит в большинстве из них, а патриотизм, боль за страну, лёгкая зависть собственным дедам, которые пусть и жили тяжело, но имели возможность любить Родину и не казаться при этом «белыми воронами». «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина», — эта надпись была нацарапана на стене Брестской крепости.
Это мы — сегодняшние — понимаем, что в этой чистоте и самопожертвовании людей была вовсе не заслуга коммунистов. Это мы, особенно те, кому выпало счастье креститься осознанно, знаем, что человеческое сердце с зароненным в него богоподобием не может не любить и не искать в жизни того, чему эту жизнь нужно будет посвятить.
Мы осознаём, что заложенную в природу человека религиозность коммунисты украли, повернули на себя, взяв у своих соотечественников то лучшее, что им не принадлежало — религиозное поклонение. Но наши деды, большинству из которых с детства вдалбливали, что Бога нет, не могли этого знать.
Мы не знаем теперь, сколько их было — молодых НКВДшников, мечтавших положить жизнь на служение самой большой для них святыне — Родине. Идеологических работников, партийных функционеров, политруков. Да, среди них, безусловно, были и подлецы. Точно так же, как были и искренние романтики, желавшие погибнуть за страну и народ в бою или в разведке…
А потом, когда начались репрессии, под их каток попали, как водится, самые лучшие. Самые честные, принципиальные и идейные — те, кто не желал участвовать в травле и клевете, не желал прогибаться и участвовать в соглашательстве с ложью, не умели льстить и не хотели расстреливать невинных. И кто, как правило, работал хорошо и честно.
Как и христианские мученики, они теряли свободу, здоровье, а зачастую — и жизнь. Но помимо этого они теряли ещё главное содержание их жизни — веру. В то, что составляло главный смысл и содержание их жизни, на что они положили лучшие годы, чему беззаветно служили.
Холодные и безликие идолы показали свою истинную сущность. Своих служителей расстреливали и гноили в лагерях зачастую те же, кто ранее внушал им, что именно эта служба является для них призванием и главной жизненной задачей. Спрашивать за этот роковой обман было уже не с кого…
В небезызвестном фильме Михалкова «Цитадель» эта трагедия отчасти показана в одной пронзительной фразе: «Когда свои же, Маруся, свои!!!» Наши мученики страдали за правду, за Христа, зная, на что идут. Страдали от чужих.
Эти люди, часто в жизни гнавшие Христа, страдали за ложь — и от своих. Наши исповедники несли свой крест для торжества своей веры. Наши гонители своими страданиями разрушали и подрывали свою веру.
Я не оправдываю сейчас тех, кто верил в ложь, но судить их тоже не могу. Слишком многое они выстрадали, и слишком силён был удар, который им пришлось пережить. Не просвещённые Христом, не имеющие дара различения добра и зла, они поверили талантливой подмене, превратив в подмену всю свою жизнь.
Страдания — в подмену исповедничества. Человекоугодие — в подмену служения. Трагическую смерть — в подмену мученичества.
Я просто хочу, чтобы, поминая то одних, то других наших святых, мы сегодня вспомнили и тех, кто был обманут и слишком страшно расплатился за свои заблуждения.
О верящих в ложь и гонимых ради лжи или ради какой-то конкретной, ситуативной правды. Потому что, даже если они в конце жизни так и не пришли к осознанию истины, они, как ни парадоксально, тоже внесли свой вклад в нашу проповедь — ведь именно они своим примером показали лживость безликих идолов.
Да, надо любить Родину и надо служить народу, но ничто человеческое на этом свете не заслужило религиозного поклонения. Те, кого предал собственный кумир, показали этим всему миру истинное лицо кумира-предателя. И уже за это мы, сегодняшние, должны быть им благодарны.
Я смотрю на растущее количество молодых коммунистов. Большинство из них — честные, болеющие за Россию люди, желающие наполнить свою жизнь хоть какой-то идеей в противовес сегодняшней безыдейности. Некоторые из них — мои друзья.
Я понимаю их порывы и разделяю их боль, и потому прошу их обратиться хотя бы к проповеди таких же, как они — искренних коммунистов. Пусть люди либеральных взглядов в глазах этих ребят не заслуживают того, чтобы к ним прислушаться, но чем заслужили такое невнимание со стороны «соверующих» — нынешних коммунистов — их собратья, гонимые ради лжи?
Смерть христианских мучеников напрасной не бывает, но если ошибки, боль и разочарование тех, других людей, не христиан, цена, которую они заплатили за свои заблуждения, не смогла никого предостеречь, то в их смерти не остаётся уже никакого смысла.
Читайте также:
Может ли быть «Христианский коммунизм»?
Протоиерей Лев Семенов: Чем коммунистические идеи привлекают молодежь?
Троицкая суббота у памятника репрессированным