Вступление России во Всемирную торговую организацию уже много лет является предметом неутихающих дискуссий сторонников и противников этого шага как среди отечественных политиков и экспертов, так и среди зарубежных партнеров. Но оправдан ли риск в условиях неблагополучной среды, мирового финансового кризиса?
Российские власти любят во многом следовать за Западом. Только это обычно случается с временным разрывом в несколько лет, в момент, когда Запад отказывается от тех идей, которые мы собираемся копировать. К примеру, мультикультурализм: российские власти стали употреблять этот термин в своей риторике как раз тогда, когда на Западе начинают от этого термина отказываться.
Еще один пример – Россия нацелена на создание крупных конгломератов (Сколково), тогда как мир уже встал на путь разделения труда и рассредоточения частей производств по всему миру. Похожее запоздалое заимствование идеи, видимо, происходит и с ВТО.
Матчасть
Эта организация, возникшая в 1995 году на базе подписанного еще в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), своей целью объявила либерализацию мировой торговли. Это значит, что страны максимально открывают свои границы для обмена товарами и услугами — так называемый «режим наибольшего благоприятствования», когда при предоставлении выгодных условий одной стране они автоматически распространяются на всех остальных.
Основные направления деятельности ВТО — упразднение таможенных пошлин и квот на ввозимые товары (импорт) и введение запретов на финансовую поддержку внутренних производителей товаров — меры, создающие условия для наиболее беспрепятственного товарооборота.
Самая заинтересованная в этом процессе сторона — Транснациональные корпорации (ТНК), для которых рынок — это весь мир, и они не только имеют возможность вести глобальный бизнес, но и занимаются постоянной экспансией. Им нужны все новые рынки с легким доступом.
Работа ВТО сконцентрирована на проведении так называемых раундов переговоров. Это целый процесс, когда все страны-члены ВТО согласовывают новые правила уже по конкретным направлениям торговли. На сегодняшний момент ВТО находится в процессе переговоров Дохийского раунда (по столице Катара — Доха), главной темой которого является согласование правил в области торговли сельхозпродукцией, финансовых услуг и защиты интеллектуальной собственности. Этот раунд, начавшийся в 2001 году, никак не завершится.
Страны не могут принять конкретное соглашение из-за кардинально противоположных позиций. Развивающиеся экономики хотят получить доступ на огромные потребительские рынки западных стран. Те же, в свою очередь, не готовы пустить на свой рынок более дешевую сельхозпродукцию, так как защищают собственного фермера. На фоне продолжающегося глобального финансового кризиса протекционистские тенденции в развитых странах не только не снижаются, но, наоборот, расцветают пышным цветом. В этих условиях стали раздаваться голоса, вопрошающие о будущем самой ВТО.
Существует альтернатива — возврат к двусторонним и региональным торговым договорам.Таким образом, Россия планирует как можно быстрее вступить в организацию, находящуюся в явном кризисе, члены которой в своей национальной политике отходят от основной ее цели.
Более того, социальная ситуация в мире не способствует выведению ВТО из кризиса. По всему миру, от США до Сингапура, прокатилась волна протестных выступлений представителей среднего класса, выступающих против концентрации большей части мировых финансов в руках небольшой группы транснациональных корпораций, главных выгодопреобретателей системы ВТО.
Нужно ли России на таком фоне форсировать свое вступление?
Минусы
Начнем с опасений. Ряд отраслей производства в России являются наиболее уязвимыми и могут серьезно пострадать со вступлением страны в ВТО. Рассмотрим некоторые из них.
Автомобилестроение
Ни для кого не секрет, насколько плачевно положение дел в этой области национального производства. Основной рынок сбыта как легковых, так и грузовых отечественных автомобилей — внутренний. Со вступлением в ВТО Россия будет вынуждена снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей, а это лишит наши машины единственного преимущества — низкой цены. Поэтому весьма вероятно снижение производства КамАЗов, ГАЗов и др. А это в том числе и сокращение рабочих мест.
Другой важный момент: весьма перспективным направлением сегодня является локализация, то есть производство автомобилей иностранными фирмами, но на территории РФ. Это не только рабочие места, это еще и современные технологии. Однако со снижением пошлин на ввоз готовых машин снижается заинтересованность фирм в строительстве заводов в России, поскольку тогда стоимость произведенных на месте автомобилей сравняется с импортными.
Агропромышленный комплекс
Это то, что в буквальном смысле кормит страну. Более того, это вопрос национальной безопасности в обеспеченности населения едой. Своей. Как ни странно, в случае вступления России в ВТО в этой области могут возникнуть проблемы.
Наша страна обладает колоссальной площадью пригодной для сельского хозяйства земли, огромными ресурсами пресной воды, удобрений и не испытывает недостатка в топливе. Все конкурентные преимущества налицо, но за последние 10 лет доля отечественных продуктов питания на нашем рынке падала, а растущий спрос компенсировался за счет ударного импорта.
Как сообщает электронный ресурс rbc.ru, согласно информации Росстата, за январь–июль этого года в РФ ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на $25 млрд. Этот показатель почти на треть больше показателя прошлого года. Активно росли за отчетный период объемы закупок мяса, птицы, масла, мясных консервов, подсолнечного масла, сахара и зерновых. Такая ситуация сложилась еще до вступления в ВТО, а снижение импортных пошлин коснется и сельхозпродукции.
Авиастроение
С теми же проблемами столкнется и российский авиапром: необходимо будет прекратить государственное субсидирование предприятий и убрать барьеры для импорта иностранной техники. И это притом, что за последние 20 лет Россия подняла в небо только одну новую модель гражданского самолета: Сухой Суперджет-100, а за весь 2010 год российский авиапром выпустил всего 7 авиалайнеров.
Это те отрасли, которые больше всего привлекают внимание общества, но много и других: телекоммуникации, наукоемкое производство, банковские услуги, страховые услуги и др. Они тоже очень важны для развития страны, и каждая заслуживает отдельного анализа.
Плюсы
Всем этим опасениям апологеты вступления в ВТО противопоставляют следующие аргументы.
Во-первых, остается возможность защищать от конкуренции своего производителя разными мерами. Например, если доказать, что цена на ввозимый товар искусственно занижена (демпинг) и этот факт причиняет существенный вред национальным производителям в какой-либо стране.
Другая мера: если страна-экспортер предоставляла своим производителям запрещенные нормами ВТО субсидии. И в том и в другом случае эти меры вводятся на определенный срок по результатам соответствующих расследований.
Кроме того, снижение тарифов и пошлин на импортные товары будет происходить постепенно, что дает отечественным производителям некоторое время для того, чтобы сориентироваться в новых конкурентных условиях.
Во-вторых, существует ряд областей, которые заметно выиграют от вступления в ВТО. Это в первую очередь металлургия. По словам председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, как утверждает М. Рубченко в своей работе «Задержись на пороге»,
«практически на всех региональных рынках металлов, будь то Евросоюз, США или Латинская Америка, в отношении импорта российской металлопродукции применяются многочисленные ограничения в виде квот или повышенных ввозных пошлин. Со вступлением в ВТО российские металлургические компании получат право на пересмотр антидемпинговых мер, введенных против их товаров за границей. Например, Россия сможет рассчитывать на отмену квот на импорт стали в ЕС, США и Турцию».
Потенциально выиграть сможет также отрасль производства минеральных удобрений.
В-третьих, правила мировой торговли вырабатываются в рамках ВТО, и если Россия хочет влиять на выработку этих правил, нужно становиться членом организации. Ведь даже на такой площадке, как G20, если речь заходит о мировой торговле, оказывается, что обсуждение ведется между странами — членами ВТО в рамках этих правил, и Россия фактически исключается из процесса принятия важнейших решений.
Недавний пример: обсуждение способов снижения последствий мирового финансового кризиса для торговли.
В-четвертых, вступление в ВТО предполагает принятие и исполнение цивилизованных и четких правил игры. За их неисполнением организация строго следит. Этот факт может оказать положительное влияние на всю экономику России. Старые коррупционные схемы могут быть подорваны, и некоторым участникам рынка придется «выйти из тени». Вероятно, оттягивают вступление в ВТО именно лоббисты производств, вытягивающих огромные средства из бюджета страны без видимой пользы.
Резюме
Предполагается, что наши производители смогут приспособиться к жесткой конкуренции. Однако, несмотря на то, что во время переговоров представители России добиваются наибольшей отсрочки вступления в силу новых условий, присоединение к ВТО скорее похоже на бросок в воду неумеющего плавать. Он либо поплывет, либо утонет.
Российские переговорщики уверяют, что Россия выплывет. Но оправдан ли риск в условиях неблагополучной среды, мирового финансового кризиса? Неужели с 1995 года не нашлось лучшего времени для вступления? Россия тоже вела себя долгое время довольно непоследовательно, и у ВТО временами возникало ощущение, что Россия к ним вовсе не стремится.
Сильное недоумение, например, вызвало неожиданное заявление наших властей о том, что Россия вступит в ВТО как часть Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Потребовалась личная встреча главы ВТО с президентом Медведевым, чтобы объяснить Москве неприемлемость такого пути вступления.
Вопрос участия страны в мировой системе правил торговли сводится в спорах экспертов к одному: выиграет ли страна от этого в конечном счете или проиграет. Однако уязвимость России в международной торговле не меняется в момент вступления. Страна может проиграть не из-за самого факта присоединения к ВТО, а в целом из-за глубокой неконкурентоспособности экономики.
Россия 18 лет ждала благоприятного момента для вступления, но за эти годы так и не смогла обеспечить себе надежную опору в виде национальных конкурентоспособных товаров. Опасение экспертов заключается в том, что отечественные производители окажутся незащищенными. Но все же главное — чтобы было, кого защищать.
Россия находится в ситуации, когда для выживания ей все-таки придется побороть своих главных врагов: «нефтяную иглу», всеобъемлющую коррупцию и катастрофическое отставание во всех отраслях производства. Вступление в ВТО может стать для страны катализатором оздоровления. Или разрушения. Выбор за властью и за нами.
Видмарович Татьяна
Журнал Виноград: №1 (45) 2012 г.
Читайте также: