Ребенок самостоятельно ездит к репетитору по английскому языку. В тот злополучный день, перепутав номера автобусов, девочка зашла не в тот, который привез бы ее к дому. В дороге заснула и доехала до конечной остановки. Денег с собой было ровно на дорогу «туда и обратно». Поскольку дорогу «обратно» она уже оплатила, резерва на запасную поездку не оказалось. Кондуктор отказала ребенку в проезде. Взрослые, к которым девочка обратилась за помощью, тоже не среагировали. И тогда она пошла домой пешком. Через весь город. 14 км преодолела за 5 часов. Слава Богу, дошла живая и невредимая. К тому времени мама уже обратилась в полицию.
Сейчас городские правоохранительные органы ищут автобус и кондуктора (девочка не помнит ни номера, ни маршрута). Конечно, найдут и дадут оценку действиям кондуктора. Соответствующие городские структуры уже провели собрания-совещания, публично объявлено о запрете отказа детям в проезде.
Комментарии к многочисленным публикациям, как всегда, полярные: от «расстрелять кондуктора» до «так и надо, пусть привыкает, сегодня без билета едет, завтра за коммуналку не заплатит, потом грабить пойдет».
Кондуктора найдут и накажут. Страсти утихнут, освободив место другим горячим обсуждениям. Девочка и ее мама будут вспоминать эту историю как приключение.
А наши дети продолжат жить в мире, где им не всегда приходят на помощь взрослые.
Мы не перевоспитаем всех кондукторов и пассажиров. Даже если завтра примут закон, в соответствии с которым все дети страны будут пользоваться транспортом бесплатно, они всё равно будут попадать в опасные и непредвиденные истории. И наша, родительская, главная задача – научить их правильно действовать в таких ситуациях.
Конкретно:
1. Ребенок должен знать наизусть как минимум 3 телефонных номера: родителей и кого-то из тех, кому доверяет семья. У каждого из нас такой человек есть. Если вы не уверены, что ребенок в стрессовой ситуации вспомнит номера, запишите их и вложите в карман. Пришейте к куртке, как этикетку. Приклейте к рюкзаку. Напишите маркером на корпусе телефона. Любыми способами обеспечьте ребенку и тем, кто придет на помощь, возможность связаться с кем-то из близких ребенку взрослых!
2. Ребенок должен знать, к кому можно обратиться за помощью. Это должен быть человек, который, если и не поможет, то точно не навредит. Прежде всего – полицейский. Женщина с ребенком. Продавец в ближайшем магазине, парикмахер в ближайшем салоне, официант или администратор в кафе, охранник в офисе – то есть люди, которые находятся на работе.
3. Ребенок должен знать, что именно говорить, обращаясь за помощью. Чтобы в стрессовой ситуации четко и без запинки сказать: «Здравствуйте, меня зовут Павлик Иванов. Я потерялся. Мне нужна ваша помощь, помогите мне позвонить маме, её телефон – 8 -926- 0000, ее зовут Мария Николаевна».
4. Ребенок должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не соглашается на предложения: «Давай, я тебя довезу!», «Пойдем со мной, я тебя провожу!» и так далее. Первое и основное, что ему необходимо – это связаться с кем-то своим!
5. Ребенок должен не только знать, но и УМЕТЬ обратиться к незнакомому человеку. Стоит потратить пару-тройку выходных для репетиций. На прогулке попросить его обратиться к кому-то с вопросом из серии «Вы не скажете, где здесь библиотека?» Пусть сам выберет, к кому можно подойти. Пусть подойдет. Посмотрите на это со стороны. Если к моменту стресса у него не будет ОПЫТА коммуникаций с незнакомыми людьми, он, с высокой степенью вероятности, не сможет применить на практике теоретические знания.
6. Ребенок должен чувствовать себя, насколько это возможно, уверенно. Портативная зарядка для телефона, денежная «заначка», которая ни при каких обстоятельствах не тратится на шоколадки-чипсы-колу, умение позвонить за счет собеседника, пользоваться гугл-картами, навигатором – все это очень пригодится в случае попадания в неприятную ситуацию.
7. Ребенок должен понимать, что телефон ему нужен, прежде всего, для связи с родителями. Хорошо, если есть договоренность с родителями о созвонах. Важно помнить, что за временем дети следят не все и не всегда, поэтому лучше задавать четкие ориентиры: позвони, когда выйдешь из дома. Потом – когда дойдешь до остановки. Потом – когда выйдешь из автобуса. И так далее.
8. Ребенок должен знать, что если ему отказал один человек, надо обратиться к другому. Отзывчивых людей у нас все равно больше, чем равнодушных.
9. Ребенок должен быть готовым к самостоятельным передвижениям по городу. Один достигает этой самостоятельности к 11 годам, другой — к 14. Как определить степень готовности? Когда скажет, что не боится. Готовность к такой независимости дети демонстрируют достаточно уверенно. Когда родители убедились, что он без проблем преодолевает небольшие расстояния – до магазина, до бабушки, которая живет в соседнем доме. Когда в автобусе по дороге на тренировку он сам, не дожидаясь команды взрослого, начинает готовиться к выходу на нужной остановке. Когда знает, в какой автобус и на какой остановке надо зайти, чтобы доехать до музыкальной школы. Если всего этого не происходит даже на полуавтомате, отпускать одного — рано, и пропади пропадом все репетиторы и курсы. Все, что не в пешей досягаемости от дома – только если увидели, что он уверенным шагом преодолевает весь маршрут. Или при наличии сопровождающего. Если уж так необходимы курсы и репетиторы и ближайший специалист живет в противоположном конце города – студент, сын подруги или бабушка-пенсионерка из соседнего подъезда наверняка согласятся провожать ребенка за очень условные деньги.
И главное. Английский, бейсбол, ирландские танцы и самая продвинутая школа в городе – это здорово. Когда все это находится в соседнем дворе.
Когда при этом не подвергаются опасности жизнь и здоровье. И, честное слово, все это никуда от ребенка не убежит. Надо только подождать, когда он научится реально оценивать степень опасности и вести себя так, чтобы этой опасности избежать.