Как христиане относятся к концу света? Можно ли вычислить его дату? Отдалить или приблизить этот день? Отвечает православный философ Аркадий Малер.
Как ни удивительно, о Конце света спрашивают и студенты, и продавцы, и даже прохожие.
Первая реакция — объяснить, что этот «Конец света» по календарю майя, который для христиан не имеет никакого значения, и поэтому никакого «Конца света» 21 декабря, конечно, не будет, «успокойтесь».
Однако в этой реакции есть определенная недоговоренность и опасность оказаться в одной компании с атеистами и либерально-«просвещенными» христианами, для которых Конец света — это миф, как, впрочем, и всё, что нарушает их хорошее настроение.
Здесь мы сталкиваемся с двумя равно опасными крайностями, всё более распространяющимися среди современных христиан и выводящими их за пределы христианства как такового.
Первая крайность — это готовность довериться любой мистике, как будто бы своей, христианской мистики им недостаточно, с равной уверенностью ссылаясь и на Мухаммеда, и на Будду, и на Кришну, и на Блаватскую, и на какого-нибудь Мехер Бабу, а собственно христианскую мистику трактуя так широко, как только возможно буйному воображению.
Причем, нельзя сказать, что это свойственно именно необразованным простакам: образование здесь, конечно, имеет важное значение, но ещё большее значение имеет несерьезность в восприятии самого христианства, бессознательный отказ воспринимать его как единственно истинную религию. Типичный пример: такие христиане могут прочесть целую библиотеку апокалипсических апокрифов и об апокалипсических апокрифах, чем один раз прочесть сам Апокалипсис.
Обратная крайность — это более-менее бессознательное отрицание каких-либо мистических элементов христианского вероучения, как будто они совсем не обязательны и не имеют никакого значения. Типичный пример: человек может даже жить относительно церковной жизнью, но вдруг признаться, что не верит в… существование дьявола, причем, так, как будто речь идет о деде Морозе или домовенке Кузе. Мол, «вы как хотите, а я не верю».
Логичный вопрос, а зачем тогда вообще называть себя христианином, как правило, ставит неверующего в тупик, как будто никакой логической связи здесь не предполагается. Так же и с Концом света, который подобными «христианами» воспринимается как что-то сказочное и не стоящее серьезного обсуждения.
Какая разница, что эсхатологическим напряжением пронизана вся Библия; какая разница, что Концу света посвящена последняя её книга, причем, весьма подробная; какая разница, что без темы царства антихриста, Второго Пришествия, воскресения мертвых, Страшного Суда и Царствия Небесного христианство просто немыслимо, — как говорится, мы, конечно, верующие, но не до такой же степени».
При всем различии этих двух крайностей у них есть одно общее основание — это недоверие самому христианству,более-менее откровенный отказ признать христианство единственной Истиной и основывать все свои мировоззренческие представления именно на христианстве.
Между тем, с точки зрения самого христианства Конец света, то есть Конец всей земной истории не только неизбежен, но и необходим, поскольку никакого смысла в бесконечном продолжении истории грехопадшего человечества нет, и все обетования, данные Господом, должны свершиться. Эсхатологическими ожиданиями проникнуто всё Писание и Предание, вся литургика и, вообще, вся христианская жизнь, а иначе и быть не может. И сама христианская эсхатология дает очень конкретные принципы, которыми необходимо руководствоваться в этом ожидании абсолютно неизбежного и абсолютно необходимого События:
Во-первых, сам Христос прямо говорит о сроках Конца света: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Следовательно, как только кто-то указывает дату Конца света, то этот человек прямо нарушает слова Христа, ясно давшего нам понять, что этой даты не может ни знать никто, и все предсказания в этом отношении бессмысленны.
Во-вторых, незнание срока Конца света не отменяет сам Конец света и необходимость благоговейно размышлять о нем и готовиться к нему, о чем так же прямо говорит сам Христос: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вызнаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не давал бы подкопать дома своего. Потому и вы будете готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф 24:42–44).
И в завершении самой книги Апокалипсис ангел Господень говорит апостолу Иоанну: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр 22:10). Следовательно, Церковь не знает, когда именно наступит Конец света — он может наступить завтра, а может и через тысячу лет, его нельзя предсказать, но к нему всегда нужно быть готовым.
Наконец, в-третьих, хотя Церковь не знает, когда именно наступит Конец света, церковное вероучение знает определенные признаки, по которым можно догадаться, что Конец света относительно близко. Некоторые из них носят чисто мистический характер и требуют отдельного толкования, но два признака могут быть вполне очевидны любому атеисту.
Первый признак — это проповедование Евангелия по всей Земле, о котором говорит сам Христос: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14).
Хотя христианство на сегодня остается пока самой многочисленной религией в мире, все равно есть целые регионы, где оно практически под запретом и где даже Библию достать сложнее, чем ещё совсем недавно в Советской России. Поэтому прежде, чем просчитывать Конец света, лучше озаботиться тем, чтобы в этих регионах люди получили доступ к христианству и христианские проповедники не преследовались там как преступники. А если учесть, что желательно речь должна идти не о каком угодно христианстве, а именно о православном, то тогда мы имеем дело с совершенно непочатым краем работы, и Конец света, мягко говоря, несколько задерживается.
Второй признак — это тотальные катастрофы, которые затронут весь мир, будь то стихийные бедствия или войны, а также повсеместные гонения на Церковь, о которых предрекает Христос: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:6–13).
Вряд ли нужно заниматься специальными социологическими исследованиями, чтобы свидетельствовать о том, что никаких всеобщих войн, гонений и катаклизмов сегодня нет. Отдельно взятые войны и гонения на Церковь, конечно, есть, причем в 99% они касаются именно мусульманских стран, но обо всём мире говорить никак нельзя. Гораздо больше оснований поэтому ожидать Конца света было ещё несколько десятилетий назад, когда все православные страны Европы, исключая Грецию, находились под коммунистической властью, но сегодня там проблемы с либерализмом, а не с коммунизмом и, как следствие, предрекать скорый Конец света несколько опрометчиво.
В заключение я хотел бы поделиться сугубо личным пожеланием: как было бы здорово, если бы все те лжепророки, которые сегодня нагнетают апокалипсическую истерию перед 21 декабря, после этой даты, когда Конец света не настанет (и, соответственно, в случае, если он не настанет) смогли бы принести какую-нибудь сатисфакцию жертвам своих лжепророчеств и хоть сколько-нибудь внятно объясниться перед всеми остальными. Но, по-моему, скорее Конец света, действительно, наступит, чем эти сатисфакции и объяснения.
Читайте также:
Когда наступит конец света? (+Видео)
Словарь Правмира — Апокалипсис